На современном этапе развития нашего общества среди актуальных проблем дефектологической науки "важным и достаточно новым аспектом является разработка проблем коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста" (Н.Н. Малофеев, 1998).
Поскольку почти все дети младенческого возраста с нарушением зрения уже в раннем возрасте испытывают сенсорную депривацию, путь психического развития младенца с нарушением зрения по сравнению с нормально видящим является своеобразным как по темпу психического развития, так и по качественной его характеристике. Однако наблюдения за развитием и поведением младенца с нарушением зрения до 2—3-месячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакций и поведению он мало чем отличается от зрячего этого же возраста. Незначительность различий в поведении нормально видящих детей и детей с глубокими нарушениями зрения объясняется особенностью и структурой психических актов детей раннего возраста и связана с получаемой ими мультимодальной информацией.
Проблемами развития и адаптации детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, Т.Е. Конникова, Н.Г. Морозова, Е.И. Ковалевский, Л.И. Солнцева и др.
Поскольку обычно у человека два глаза, то очевидно, что если он смотрит на какой-либо предмет, он должен получить два изображения этого предмета. Для того чтобы эти изображения сформировали в мозгу единый образ, во взаимодействии двух глаз должна царить абсолютная гармония. При рассматривании удаленного объекта обе зрительные оси должны быть параллельными, а при взгляде на объект, расстояние до которого меньше бесконечности (что на практике означает дистанцию меньше, чем в двадцать футов), — пересекаться под одним и тем же градусом.
Нарушение такой гармонии называется страбизмом или косоглазием. Пожалуй, это заболевание глаз причиняет людям наибольшие страдания: ведь при косоглазии не только портится зрение, но и нарушается симметрия самой выразительной части лица, что существенно ухудшает внешность человека. Косоглазие относится к числу тех состояний, которые уже долгое время остаются для офтальмологов неразрешимой проблемой. Те теории происхождения этого заболевания, которые можно найти в учебниках по офтальмологии, могут на самом деле объяснить лишь часть подобных случаев. Кроме того, не существует и метода лечения, который можно было бы без сомнений признать эффективным.
Дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую многочисленную популяцию в числе детей с нарушением зрения. Зрительная ориентация детей данной категории отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия.
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что несформированность слухового восприятия является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.
Объектом исследования являются дети раннего возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования — развитие слухового восприятия у детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием.
Цель исследования: на основании теоретического анализа обосновать особенности развития слухового восприятия у детей с амблиопией и косоглазием раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по общей, специальной и возрастной педагогике и психологии по проблеме исследования.
2. Осуществить теоретический анализ особенностей развития слухового восприятия детей раннего возраста в амблиопией и косоглазием раннего возраста.
3. Описать особенности психофизического развития детей данной категории.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Методологической основой исследования являются основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев и др.); теория связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, Т.А. Власова и др.); теория развития слухового восприятия (Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, С.М. Хорош и др.).
Другие статьи:
Особенности произносительной стороны речи глухих детей
Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребенка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека. Исследования физиологов и психолого ...
Описание и проведения диагностики уровня правовой культуры дошкольников
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возм ...