Воспитание речевой культуры учащихся

Педагогика » Воспитание речевой культуры учащихся

Русский язык имеет особый статус среди других школьных предметов, так как связан со всеми науками и профессиями и является формой хранения и усвоения различных знаний.

В настоящее время, время модернизации российского образования, особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.

«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Таким образом, целевая направленность современной школы, исходя из Концепции модернизации образования, связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Личность, характеризующая не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, может гармонично строить отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватна социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.

В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Через данное понятие определяется структура содержания обучения русскому языку.

Научить русскому языку – значит сформировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.

Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Приоритетной компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Согласно нормативным документам, в понятие «коммуникативная компетенция» включаются следующие показатели:

осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;

знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;

владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями;

способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.

Основная задача педагога, использующего компетентностный подход в преподавании языка, – создание открытого языкового пространства, условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения.

Воспитание речевой культуры школьников в процессе обучения родному языку – одно из основных требований современного образовательного стандарта по русскому языку. Культуроречевой аспект красной нитью проходит через все разделы программы по русскому языку.

Реализация принципов воспитывающего и развивающего обучения в процессе преподавания русского языка предполагает, прежде всего, воспитание речевой культуры школьников, то есть умения правильно передавать свои мысли с помощью средств языка.

Правильная, соответствующая нормам литературного языка речь – одно из обязательных условий всестороннего развития личности учащегося, канал развития его интеллекта.

Содержательность, логичность и выразительность речи обеспечивается многими факторами: богатством словаря, разнообразием грамматических форм и синтаксических конструкций, гибкостью интонационного оформления речи. Сообщить учащимся знания о признаках хорошей речи, продемонстрировать эти признаки на литературных образцах и этим пробудить у них желание совершенствовать свою речь – вот та конкретная задача, решение которой поможет достижению конечной цели обучения родному языку – овладению языком как средством общения, средством познания материального и духовного мира, окружающего человека.

Вопросы культуры речи всегда волновали нашу общественность. И это понятно. Великий русский язык – язык русского народа – является его национальной гордостью и святыней. Очень остро встают эти проблемы сейчас, в наше трудное время, когда внимание к чистоте и правильности родного языка – в силу целого ряда объективных причин – является явно недостаточным, прежде всего, со стороны средств массовой информации, кино и театра. Роль школы в ортологическом образовании учащихся в связи с этим оказывается особенно значительной.

Другие статьи:

Язеп Руцкий
Язеп Руцкий крещен в православии, образование получил в Виленской кальвинистской школе, где изучал латинский, греческий, иврит, посещал диспуты представителей разных концессий, слушал проповеди Симона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана (1530–1610), ид ...

Лекция в системе контекстного обучения
В современных социоэкономических, культурных, политических условиях требуется специалист, готовый к непрерывному развитию и самосовершенствованию, как личностному, так и профессиональному. Цель вуза – подготовить специалиста, который умеет инициативно, самост ...

Разделы