Спиридон Соболь

Спиридон Соболь родом из Могилева, переводил книги с украинского, латинского, польского на белорусский язык. Первоначально печатал книги в Киево-Печерской лавре, затем основал типографию на территории Беларуси в Кутеинском монастыре под Оршей, в которой в 1631 г. напечатал учебник для первоначального обучения грамоте – «Букварь». Именно здесь впервые было употреблено такое название – от «варить буквы» (до этого учебники такого рода назывались азбуки, например, «Азбука» Федорова, изданная во Львове в 1574 г.). Кутеинский букварь имел 40 страниц, начинался и кончался молитвой. 44 буквы алфавита, большие и маленькие, сначала печатались в обычном, а затем в обратном порядке. После шли двухбуквенные и трехбуквенные слоги, многие как самостоятельные слова (рай, май, мне). Дальше учащимся предлагались слова на отдельные буквы. В букваре содержатся сведения об ударении, знаках препинания, склонении существительных и прилагательных, причастиях и деепричастиях. Под заглавием «Парадеигмата» была представлена таблица пяти склонений старославянского языка. Соболь, как и его предшественники, понимал необходимость реализации принципа единства обучения и воспитания. Специальный раздел букваря был посвящен христианским заповедям, направленным на формирование высоких моральных качеств. Оформление букваря было блестящим. По нему учились не только белорусы, но и многие иностранцы. Так, в Историческом музее в Москве, хранится экземпляр, в котором сделано много пометок на английском и немецком языках. По образцу Кутеинского букваря был составлен первый московский букварь Василия Бурцева в 1634 г.

В конце жизни Спиридон Соболь постригся в монахи и окончательно поселился в Киево-Печерской лавре, где вскоре и умер. Однако кутеинская типография продолжала существовать под руководством И. Труцевича еще четверть века. В 1654 г. по указу патриарха Никона типография была переведена под Новгород в Иверский монастырь, а затем – Ново-Иерусалимский на Истре.

Другие статьи:

Методическая служба как компонент региональной системы повышения квалификации работников образования
Интерес к организации методической деятельности зародился в России давно. В работах И.В. Жуковского, ЛП. Ильенко, С.В. Кульневич, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, Н.В. Немовой, Э.М. Никитина, A.M. Новикова, Г.Н. Поповой, М.М. Поташника, Г.К. Селевко, П.И. Третья ...

Диагностика коммуникативной сферы
Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина). Описание методики «Картинки». Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением ...

Разделы