Попробуем определить основные принципы, подходы к организации деятельности специального психолога. На наш взгляд, к ним следует отнести:
1. Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога.
2. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности.
3. Принцип структурно-динамической целостности.
4. Принцип терминологической адекватности.
5. Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде.
6. Приоритетность образовательных задач.
7. Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога.
8. Этические принципы и связанный с ними принцип профессиональной компетенции.
Теоретико-методологическое «позиционирование» психолога определяется необходимостью определить собственную теоретическую позицию, приверженность к какой-либо определенной теоретической школе, научной концепции.
Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и конкретными диагностическими и коррекционными средствами, построенными на основе той же методологии.
Принцип триединства теории, диагностики и коррекции дает нам возможность цельности и целостности в изучении развития ребенка, комплексности психологической помощи.
Теснейшим образом с предыдущими связан и принцип структурно-динамической целостности изучения и работы с ребенком. Он выражается в представлении о том, что отдельные стороны психической организации (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, существуют в единой структурной организации и столь же целостно реагируют на все внешние воздействия, преобразуя их посредством собственной внутренней активности ребенка к развитию, к взаимодействию с окружающей образовательной средой.
Терминологическая адекватность является одной из наиболее болезненных проблем специальной психологии, и не только ее. Неоднократно поднимались и поднимаются вопросы: как точнее определить, обозначить различные категории детей, находящихся в поле зрения специальной психологии, как правильнее (аккуратнее и гуманнее) определиться со многими понятиями в сфере диагностики, при постановке психологического диагноза, организации коррекционно развивающей работы.
Из этих представлений и формулируется принцип оценки эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде. В отличие от педагогической деятельности, в которой имеются собственные критерии оценки эффективности, то есть оценки степени усвоения знаний, навыков, умений (бальная оценка, специальным образом организованное поощрение и т.п.), надежных критериев эффективности психологической деятельности до настоящего времени не найдено.
Принцип приоритетности образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении. Не секрет, что отношение к психологу как к последней инстанции, как к специалисту, «который все может и в связи с этим должен .» пока еще превалирует в сознании многих педагогов и администрации. Это проникает и в профессиональное самовосприятие психологов, что порой выражается в попытках браться за проблемы, весьма далекие от реальных задач психологии.
Принцип междисциплинарного подхода и координирующего характера деятельности психолога фактически вбирает в себя ряд таких положений, как комплексность подхода к ребенку, стереогнозиса в восприятии проблем ребенка и другие. В наиболее общем виде междисциплинарность деятельности специального психолога заключается в том, что, являясь по сути дела, «центровым» и координирующим специалистом по отношению к ребенку и его проблемам, психолог должен знать и понимать не только отдельные отрасли психологии, но и определенные сферы педагогики, социологии, медицины.
Другие статьи:
Анализ успешности усвоения иностранного
языка при применении индивидуального подхода
Совершенно очевидно, что наиболее трудные вопросы, которые встают перед педагогом, индивидуальный подход при обучении иностранному языку, это вопросы о том, по каким критериям выделять особенности учащегося, каким образом определить тот начальный, стартовый у ...
Социально-культурная сфера как область
проектирования детских массовых мероприятий
Отраслевой и территориальный срезы культурного бытия составляют социально-культурную сферу, которая выступает важнейшей и непосредственной областью проектной деятельности. Инфраструктурный уровень понимания культуры предполагает ее видение с точки зрения комп ...