Чтобы максимально эффективно и с минимальными затратами времени и сил как специалиста, так и ребенка провести углубленное обследование, проанализировать его результаты и составить заключение, а также дать рекомендации родителям и/или педагогам, необходимо использовать рациональную технологию. В данном случае технология подобной деятельности заключается в разбиении ее на этапы, оптимальное и последовательное использование методических средств (в том числе и диагностического инструментария) и эффективная деятельность на каждом этапе работы. Все этапы должны быть взаимосвязаны и подвергаться корректировке в зависимости от результатов предыдущего этапа.
Каждый этап диагностического процесса включает в себя соответствующие подэтапы, разделы, которые точно также технологично и последовательно должны сменяться один другим.
К таким, на наш взгляд, основным этапам диагностического процесса относятся:
1) подготовка к проведению обследования;
2) углубленное диагностическое обследование, которое состоит из:
• ознакомления с историей развития (психологический анамнез);
• анализа продуктов деятельности ребенка (в том числе деятельности во внеучебное время);
• непосредственное проведение обследования (в соответствии с определенной технологией);
3) анализ полученных результатов (в соответствии с определенной схемой);
4) составление заключения по результатам обследования;
5) консультация родителей (педагогов) и рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка.
3.2 Подготовка к проведению обследования и первичный прием
Совершенно естественно, что углубленная диагностика как задача возникает перед психологом не внезапно. Существует, по крайней мере, две ситуации, когда она становится необходима. Первая — когда сам психолог в результате наблюдения в естественной ситуации (на перемене, в группе продленного дня, на школьном празднике, общешкольном мероприятии и т.п.), анализа группового обследования (в том числе специально организованного наблюдения на уроке), в какой-либо другой ситуации обнаружит выделяющиеся поведенческие особенности ребенка, особенности его взаимоотношения со сверстниками или взрослыми. Вторая — когда возникает запрос от педагогов или родителей. Естественно, что подобный запрос точно также будет определяться какими-либо особенностями ребенка, которые не устраивают родителей или педагогов, не соответствуют их требованиям к обучению или поведению ребенка в классе, дома и пр.
Прежде чем начинать проводить углубленную диагностику, необходимо детально познакомиться со всеми материалами, которые есть относительно данного ребенка. В первую очередь к ним относятся контрольные работы, дневниковые записи классного руководителя или воспитателя, личное дело ребенка и т.п.
Эти первичные данные позволят ему эффективно и грамотно, с минимизацией временных затрат построить оценку истории развития ребенка — сбора психологического анамнеза.
Другие статьи:
Организация и проведение психодиагностики памяти младшего школьника
1. Организация психодиагностической работы Исследовательская работа будет состоять из 3 этапов: 1. организация психодиагностики; 2. проведение психодиагностической работы по определению качества памяти учеников; 3. исследование эффективности метода «Сопровожд ...
Быт воспитательной организации интернатного типа
Быт- сфера вне производственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысл ...