Семья как первичный институт социализации личности

Педагогика » Семейное воспитание и семейная педагогика » Семья как первичный институт социализации личности

Страница 1

Стало уже аксиомой, что личность формируется под влиянием, с одной стороны, ее социального и индивидуального бытия, макро- и микросреды, с другой, − целенаправленной воспитательной деятельности общества и его институтов. Семья соединяет в себе обе эти формы воздействия, выступая в качестве и первичной социальной среды человека и субъекта воспитания.

Культура в своей основе, в ее главных и определяющих чертах наследуется человеком не генетически, а социально, т.е. передается от поколения к поколению. "Социализация – процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе". Первичная социализация осуществляется в семье посредством семейного воспитания.

Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не однократный и кратковременный процесс, а длительный, продолжающийся всю жизнь индивида. Выделяют начальную стадию социализации, социализацию детства, юношеского периода, зрелости и старости. Каждая стадия социализации имеет свои особенности.

Первичная социализация связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп, в которые он включен: семья, родственники, друзья и пр. Родители являются первыми агентами социализации.

Всеобъемлющее влияние родителей и всей жизни семьи на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов приобщения ребенка к социальной действительности Е.И. Зритнева выделяет: подкрепление, идентификация, понимание.

Подкрепление (иногда называют имитация) предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям и ориентациям семьи. Ребенок усваивает моральные нормы и ценности семьи пропуская их через свое "Я", личный опыт, тем самым формируя свод правил поведения.

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, будет в той или иной степени подражать им, использовать их опыт и манеру поведения с окружающими, с действительностью.

Понимание направлено на содействие самосознания ребенка и его личности в целом.

Необходимо отметить, что рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи.

Помимо этого, в последнее время наблюдаются некоторые особенности развития современной семьи, что не может не влиять на процесс воспитания и социализацию личности в целом. П.И. Пидкасистый выделяет ряд особенностей:

1. Идет процесс разукрупнения семьи – выделение молодой брачной семьи. Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление как самостоятельного коллектива. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делиться радостями и бедами. Однако в первое время молодая семья испытывает трудности: бытовая неустроенность, финансовые проблемы и т.д.

2. Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости. Причины сокращения рождаемости разнообразны и сложны: занятость родителей, недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями, рост материальных затрат на воспитание ребенка, большая нагрузка женщины-матери, неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему – изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье.

3. Увеличение количества разводов. Нужно иметь в виду, что развод – это не всегда плохо, поскольку устраняет источник негативного воздействия на психику ребенка. До 95% разводов падает на супружеские пары первого года совместной жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта.

4. Увеличение количества семей, имеющих одного ребенка. Такая семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников – старших братьев и сестер. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему всю ласку, внимание и заботу. Часто это имеет негативные последствия, когда происходит потеря родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка.

Помимо этих особенностей на качество семейного воспитания оказывает влияние ряд факторов, которые объединены общим понятием "воспитательный потенциал семьи". Наиболее общая трактовка воспитательного потенциала – "это совокупность имеющихся средств и возможностей семьи для формирования личности ребенка". Воспитательный потенциал семьи составляют следующие факторы: социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Проверка эффективности проведенной работы на формирующем этапе исследования
Принимая во внимание работу, проведенную в рамках формирующего этапа, мы определили задачи контрольного этапа: – Выявить результативность проведенной работы с использование разных форм и методов консультирования. – Определить динамику в теоретической и профес ...

Специфика занятий изобразительным искусством у учащихся с детским церебральным параличом
Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы на занятиях изобразительным искусством. Обычно урок занимает 30 минут и строится таким образом:1. Организационный момент. ...

Разделы