· сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при таком взаимодействии имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку.
Таким образом, число "содержательных" видов семейных отношений достаточно велико. Чтобы не запутаться во всех этих тесно связанных, переплетающихся друг с другом отношениях, в целях упрощенного решения психологии и педагогики семейных отношений специалисты обычно выделяют три важнейших сферы – хозяйственно-экономическую, нравственно-психологическую и интимную. Именно эти три сферы больше всего определяют бытие и существование семьи, ее стабильность и условия для воспитания детей.
Необходимо отметить, что на характер воспитания ребенка в семье оказывают влияние многочисленные факторы
, каждый из которых несет в себе особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка относят:
субкультурные факторы:
− состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);
− кровно-родственный фактор, определяющий своеобразие семьи (родительская или приемная семья; семья второго(третьего) брака);
− морально-психологический климат семьи.
Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей:
− собственный опыт семейного воспитания;
− педагогическая культура родителей;
− готовность и способность родителей к воспитанию детей;
− уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
− авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
− родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношениях с ребенком;
− отношение родителей к воспитанию ребенка.
Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:
− уход за ребенком, его педагогическая целесообразность в укреплении здоровья, умственном и нравственном развитии, формировании навыков самообслуживания;
− преобладающий тип семейного воспитания;
− умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, использовать полученную информацию в процессе воспитания;
− типичные ошибки семейного воспитания.
"Детский" фактор:
− своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и т.п.);
− особенности детей в семье (рождение второго и последующего ребенка; одного пола; разнополые; меньшая или большая разница в возрасте; многодетная; дети от разных браков и т.п.).
В процессе воспитания очень большую роль играет авторитет родителей.
А.С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка:
− авторитет подавления – повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;
− авторитет расстояния – родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;
− авторитет чванства – возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;
− авторитет педантизма – большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к непререкаемому авторитету;
− авторитет резонерства – бесконечные назидания и наставления ребенка;
− авторитет любви – стремление повседневно и повсеместно демонстрировать свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним;
− авторитет доброты – чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка;
− авторитет подкупа – послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.
Настоящий родительский авторитет – это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.
Безусловно, на воспитание детей в семье оказывают и проблемы
, возникающие в современных семьях. Проблемы в семье порождают и проблемы в воспитании. Если семья так сильно влияет на растущего в ней человека, то можно смело утверждать, что состояние семьи определяет лицо современного общества и существующего в нем воспитания.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование своих детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию 16 мин, в выходные дни − 30 мин. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль к выяснению того, какие оценки получены.
Другие статьи:
Василий Тяпинский
Василий Тяпинский (родовая фамилия Омельянович) впервые перевел на белорусский язык Евангелие, сделал к нему предисловие и издал в типографии, открытой в собственном поместье. Друг Будного, он разделял его взгляды антитринитария, т.е. поддержал следующую трак ...
Двигательная
характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведения спортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка во ...