Правовые основы современного семейного воспитания

Педагогика » Семейное воспитание и семейная педагогика » Правовые основы современного семейного воспитания

Страница 1

В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В Конституции РФ говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни страны в разных сферах.

Семейное законодательство состоит прежде всего из Семейного кодекса РФ от 22.12.1995 №223-ФЗ и других федеральных законов РФ и ее субъектов. К источникам семейного права относятся и международно-правовые нормы, к которым присоединилась и Россия, подписав международные документы. В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, документы Совета Европы, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.

Особенность норм семейного права состоит в их тесной связи со сложившимися веками нормами морали и принятыми обществом. Нормы семейного права и нравственные требования сближает то, что они являются регуляторами поведения участников семейных отношений. Например, правовые нормы, касающиеся прав и ответственности родителей за воспитание детей в семье, их духовное и нравственное развитие, заботу о здоровье, защиты их прав, своими корнями уходят в область нравственности, традиций и складывались веками.

Взаимосвязь норм семейного права с нормами морали подчеркивает их важную особенность в жизни общества – они призваны решать воспитательные задачи. Свое воспитательное воздействие они оказывают не только утверждением определенных семейно-правовых норм, но и созданием модели нравственного поведения, соответствующего требованиям современного общества. Это особенно важно для современного российского общества, где, как свидетельствуют социологические исследования, складывается неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье. Она характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов с детьми; нехватка соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей.

26 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ. Этот документ содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:

− общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);

− заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);

− права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);

− права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);

− алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);

− формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).

В Семейном кодексе предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях. В Кодексе выделена специальная глава "Права несовершеннолетних". Статья 56 "Право ребенка на защиту" указывает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образования ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, также право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Создание педагогических условий формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Экологическое образование становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и инди ...

Рекомендации, как результат проведенной исследовательской работы
Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную ...

Разделы