Выше были исследованы имеющиеся данные об участии общей моторики и мелкой моторики в непроизвольном запоминании, в мыслительных процессах, а также в укреплении общего здоровья. Можно сказать, что игры на уроке иностранного языка в младшей школе оптимальный выход для решения многих проблем. Ведь в период младшей школы игра наиболее приемлема. Странно было бы видеть активные игры на уроках старшеклассников. А также нужно учитывать, что в ходе физиологического изучения речи выявилось исключительное значение тонких движений пальцев рук для формирования функции речи. Связь кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук стали рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей. Вспомним опять же о пальчиковых играх малышей. Метод «Сопровождение», который в той или иной степени вводят учителя на этапах уроков иностранного языка, использует движение тела и рук с целью легкого и прочного запоминания сложного материала – иностранной лексики. Метод «Сопровождение» - игровой прием, при котором слова сопровождаются жестами, движениями, мимикой, отражающими смысловой образ или логическую связь с другими, понятными образами.
Надо тоже учитывать, что в соответствии с типом материала для запоминания выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную память.
Вербальная (словесная) память направлена на запоминание слов.
Образная память. Этот вид памяти связан с органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.
Двигательная память имеет своим объектом движения, их координацию и последовательность.
Эмоциональная память, — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
В итоге еще раз охарактеризуем метод «Сопровождение»: он охватывает все эти виды памяти, а так как раннее было сказано, что, чем больше видов памяти участвуют в психическом процессе, тем прочнее усвоение, то можно сделать вывод: такой метод очень продуктивный. Метод заключается в сопровождении произношения слов условной жестикуляцией и движениями рук, ног, а иногда и всего тела.
Метод может использоваться:
- на этапе изучения новой лексики,
- при чтении стихов наизусть, пении песен.
- при физкультминутках, на которых тоже изучается лексика,
- при переводе на иностранный язык (от жеста к слову)
Использование приемов данного метода, подобных представленным в Приложении 2 поможет учителю быстрее «вложить» в ученика изучаемый материал, а ученику – легко запомнить.
В итоге можно сказать, что жесты на уроках иностранного языка выполняют несколько функций:
1. Элемент здоровьесберегающей технологии;
2. Вид кинезиологических тренировок для синхронизации работы полушарий мозга;
3. Способ активизации разных видов памяти (логической, двигательной, образной, эмоциональной, непроизвольной и произвольной) с целью прочного усвоения и воспроизведения материала.
Другие статьи:
Соответствие
учителя педагогической деятельности
В общепсихологическую характеристику учителя может быть включен и показатель его соответствия (как субъекта) самой педагогической деятельности. Нами выделяются три плана такого соответствия. Первый — это предрасположенность к педагогической деятельности (и пр ...
Неурочные формы в процессе обучения музыке
В качестве примеров неурочных форм обучения музыке рассмотрим хор, ансамбль и оркестр. Хор (др.-греч. χορός толпа) - хоровоой коллектив, пеевческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совмес ...