В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и физиологических показателей, так как, для этого возрастного периода характерна высокая индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора годам. Наиболее страдают в первом классе дети с замедленным темпом, у которых отмечается в целом замедление развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как отстают в развитии и плохо успевают в школе.
Известно, что в младшем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов в разных системах организма. Характерно не совпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.
В первом классе возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а так же освоение более сложной и системной формы деятельности – учебой. Естественно, это процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.
Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности – это сензитивный период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов. Школьники с задержкой овладения произвольными формами поведения и познания составляют основу группы неуспевающих учеников в связи с затруднениями осознания учебной задачи и формирования средств ее решения .
Распространенной формой психологической защиты, предохраняющей младшего школьника от снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, является отрицание. Отрицание действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного в ситуациях общения с родителями и учителями, когда у него пытаются получить объяснения по поводу его провинностей.
Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной .
В ответ на физическое или психическое насилие у детей могут формироваться следующие личностные и поведенческие особенности:
· боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;
· пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему, у более старших детей наступает депрессия; расстройство сна, нарушение аппетита;
Другие статьи:
Организация исследования и характеристика испытуемых
Исследование проводилось на базе ГДОУ№131 Адмиралтейского района города Санкт- Петербурга. Для исследования были взяты две группы детей по 10 человек. В первую группу вошли дети старшего дошкольного возраста с дизартрией, во вторую- сверстники без речевой пат ...
Обобщение опыта педагогов по приобщению дошкольников к правовой культуре
Изучаю специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что в ней имеется достаточно большое количество специальных уроков, занятий по правам детей, разработанных и предложенных специально для работы с д ...