Особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях

Педагогика » Социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи » Особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях

Страница 4

В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и физиологических показателей, так как, для этого возрастного периода характерна высокая индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора годам. Наиболее страдают в первом классе дети с замедленным темпом, у которых отмечается в целом замедление развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как отстают в развитии и плохо успевают в школе.

Известно, что в младшем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов в разных системах организма. Характерно не совпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.

В первом классе возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а так же освоение более сложной и системной формы деятельности – учебой. Естественно, это процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.

Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности – это сензитивный период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов. Школьники с задержкой овладения произвольными формами поведения и познания составляют основу группы неуспевающих учеников в связи с затруднениями осознания учебной задачи и формирования средств ее решения .

Распространенной формой психологической защиты, предохраняющей младшего школьника от снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, является отрицание. Отрицание действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного в ситуациях общения с родителями и учителями, когда у него пытаются получить объяснения по поводу его провинностей.

Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной .

В ответ на физическое или психическое насилие у детей могут формироваться следующие личностные и поведенческие особенности:

· боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;

· пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему, у более старших детей наступает депрессия; расстройство сна, нарушение аппетита;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Результаты опытно-практической работы по изучению места экскурсий в процессе экологического образования младших школьников
После завершения в экспериментальном классе формирующего этапа исследования было проведено контрольное анкетирование учащихся. Была предложена та же анкета из пяти вопросов. В каждом вопросе учащиеся должны были выбрать для себя один вариант ответа. Анализ от ...

Наблюдение как основной вид фронтального обследования
Организация наблюдения Практика деятельности сотрудников специального образования показала, что наиболее адекватным задачам группового обследования в данной ситуации является метод структурированного наблюдения. В классификации диагностических методов наблюде ...

Разделы