Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса

Педагогика » Проблема гуманизации школьного образования » Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса

Анализ оценок рационалистической (технократической) и гуманистической моделей педагогического позволяют представить их сравнительную характеристику.

Гуманизация педагогического процесса на основании сравнительного анализа существующих концепций представляется

·в изменении его стратегических ориентиров (гуманизм, педоцентризм, творчество);

·личностно-ролевых позиций его участников (педагог и ребенок);

·способов их взаимодействий, определяющих характер педагогических

·технологий и педагогических воздействий (эмпатия, свободный выбор, сотрудничество, сопереживание).

Изменение социальных ориентиров нашего общества в конце 80-х начале 90-х годов вызвало активный интерес ученых и практиков к проблеме гуманизации образования.

Высшим результатом воспитательной системы признается целостный человек, ребенок в единстве его физического, духовного и нравственного развития, способности к саморазвитию, интенсивной самореализации, эффективному служению социальному прогрессу.

Определяя методические принципы воспитания в современных условиях,

А.Г. Асмолов называет в их числе включение личности в значимую деятельность, демонстрацию последствий деятельности для референтной группы, создание успеха в социальных действиях, смену социальных ролей, учет ведущих мотивов личности.

Различные модели, реализуемые педагогами, отличаются не только процессуально, но и результативно:

· Учебно-дисциплинарная модель

· Личностно-ориентированная модель

Цель:

Вооружить детей знаниями, умениями, обеспечить психологическую защищенность, и навыками психологическое здоровье, базис личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка

Лозунг взаимодействия с детьми

: “Делай как я!” “Не рядом, а вместе!”

Способ общения

: Наставления, понимание, признание и принятие личности разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации взрослых способности стать на позицию ребенка, основанное на формирующейся у ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции

Тактика:

диктат и опека, сотрудничество

Позиция педагога

: реализовать, исходя из интересов ребенка и программы, перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества

Доминирующие формы

: Фронтальные занятия, игра, позволяющая ребенку проявить по типу школьного урока собственную активность, более полно реализовать себя

Другие статьи:

Особенности изучения машиностроительного комплекса в курсах экономической и социальной географии России и Курской области
Курс экономической и социальной географии России показывает общую картину современного хозяйства страны, его структуру, особенности развития, размещения и перспективы. При изучении темы «География отраслей и межотраслевых комплексов» учащиеся знакомятся с важ ...

Типы и виды уроков биологии
В системе уроков, составляющих единство в раскрытии темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо зна ...

Разделы