Проведение исследования. Индивидуально беседуют с детьми 2–7 лет по вопросам:
1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?
2. В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?
4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаше всего бываешь в играх и почему?
5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?
6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?
7. С кем ты чаще всего играешь и почему?
В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений.
Обработка данных.
Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.
3. Методика «Последовательные картинки»
Цели исследования
Изучение способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Оборудование.
Рисунок из четырех последовательных изображений. Картинки вырезаются по линиям.
Процедура проведения.
Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20–30 сек. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала девочка? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.
Анализ результатов.
Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.
Обработка результатов.
Картинки разложены по порядку с первого раза-3 балла.
Картинки разложены правильно, ноне с первого раза, потребовалось дополнительная стимулирующая и организующая помощь-2 балла.
При раскладывании картинок допущена ошибка в последовательности действий, но при стимулирующей помощи ошибка исправлена-1 балл.
При раскладывании картинок допущена ошибка, и даже при стимулирующей помощи ребенок ее не видит-0,5 балла.
Ребенок не понял задания-0 баллов.
Рассказ составлен правильно с первого раза-3 балла.
При составлении рассказа ребенок затруднялся в выборе слов, но смог найти слова, используя наводящие вопросы-2 балла.
Рассказ составить не смог, ограничился перечислением предметов или действий – 0,5 балла.
Не понял задания-0 баллов.
4. Пробы на понимание речи
Цель. Определение способности понимания логико-грамматических конструкций.
Стимульный материал: сюжетные картинки.
Инструкция. «Покажи картинки».
Ход выполнения. Ребенку предлагают рассмотреть картинки и выбрать подходящие по инструкции.
Обработка результатов. За каждое правильно выполненное задание выставляются баллы.
Правильно соотнес картинку с первого повторения фразы-2 балла;
Правильно соотнес картинку после однократного повторения- 1 балл.
Ошибки в понимании конструкции, многократная необходимость повторения – 1,5 балла.
Хаотичное манипулирование картинками, возможно, не понял задание – 0 балла.
Другие статьи:
Связь национальных традиций с другими видами деятельности
Для формирования традиций очень важно давать детям начальное знание о народе, обычаях, истории, культуре. Эти ценности в моей группе реализуются путём ознакомления детей с шедеврами художественной культуры, поэзии, музыки и пения. Моя задача — раскрыть духовн ...
Игра как метод обучения
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный фено ...