Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.
С целью выявления уровня правовой культуры дошкольников нами была проведена соответствующая диагностическая процедура.
Диагностика проводилась на базе детского сада №2 г.Орши.
Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст.
Количество испытуемых: 13 человек.
Дата проведения диагностики: 29.12.2009.
Для диагностики нами были использованы следующие методики.
Опрос детей на тему "Права ребенка"
Беседа "Как поступить?"
Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника:
Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
Как ты думаешь, что такое право?
Какие права есть у тебя и других детей?
Какие права ты считаешь самыми важными?
Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
Кто защищает права детей?
Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Беседа "Как поступить?" является адаптированным Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной вариантом и представляет собой комплекс вопросов:
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?
Результаты проведенной диагностики целесообразно представить в виде сводной таблицы:
Таблица 1. Результаты проведенной диагностики уровня правовой культуры дошкольников
Фамилия, имя ребенка |
Количество правильных ответов на вопросы опросника |
Количество правильных ответов на вопросы беседы |
Общий вывод об уровне правовой культуры |
Анташкевич Н. |
5 |
5 |
высокий |
Борозна С. |
3 |
5 |
средний |
Голес А. |
1 |
3 |
низкий |
Гуринович К. |
6 |
6 |
высокий |
Дашкевич Т. |
2 |
3 |
низкий |
Дегалевич А. |
4 |
5 |
средний |
Зелютков М. |
4 |
5 |
средний |
Картовицкая У. |
3 |
4 |
средний |
Левшевич К. |
6 |
6 |
высокий |
Любецкая Т. |
6 |
5 |
высокий |
Мясоедов Н. |
4 |
5 |
средний |
Полякова А.А. |
4 |
5 |
средний |
Полякова А.Л. |
3 |
4 |
средний |
Другие статьи:
Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учеб ...
Что является предметным содержанием учебной
деятельности
Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае - на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов ...