Показывая трудовые приемы, нужно умело сочетать практический показ и словесные пояснения. Нельзя показывать приемы молча, но не следует при этом быть и многословным. При помощи слов даются попутные пояснения, обращается внимание учащихся на наиболее существенное, на "невидимую" часть приема, подводятся итоги показа.
Вводный инструктаж может быть закончен только тогда, когда мастер убежден, что большинство учащихся смогут достаточно успешно начать работу. Если такой уверенности нет – инструктаж нужно продолжать до достижения цели.
Этап текущего инструктажа
Текущий инструктаж проводится по ходу выполнения учащимися практической работы. На этом этапе урока мастер организует систему упражнений учащихся; руководя работой учащихся, он соблюдает следующие основные правила:
1) наблюдать за учащимися в процессе упражнений незаметно для них;
2) вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;
3) помощь учащимся оказывать своевременно, приучая их к самостоятельному преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибок;
4) не доделывать работу за учащихся – это приучает их к безответственности
5) постоянно приучать учащихся к планированию и систематическому самоконтролю своего труда;
6) проявлять строгость в требованиях к выполнению правил безопасности труда и организации рабочих мест;
7) не вмешиваться в работу учащихся без особой необходимости;
8) добиваться, чтобы учащиеся сами поняли свои ошибки, осознали их и нашли способы исправления и предупреждения;
9) если допускаемые ошибки типичны для большинства учащихся – проводить коллективное текущее инструктирование всей группы.
В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции.
Активизация группы достигается введением поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом.
Этап заключительного инструктажа
Для повышения эффективности заключительного инструктажа можно рекомендовать следующее:
1) Всегда на первый план ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока;
2) придавать заключительному инструктажу обучающий характер;
3) вовлекать учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока;
4) умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся;
5) анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки – аргументировать;
6) при выдаче домашних заданий обязательно инструктировать учащихся о способах их выполнения.
Другие статьи:
Обучения самостоятельной деятельности на уроках иностранного языка
Стремление выполнять задачи, требующие большой дисплей интеллект, воображение, желание получить знания, мечты, - вот необходимые условия возникновения большой интерес к предметам. Самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма schoolpupils обр ...
Особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре
Правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориент ...