Читая задачу, дети представляют ту жизненную ситуацию, которая отражена в задаче, и рассказать, как они представляют, (нарисовать словесную картину).
На втором этапе – этапе поиска задачи учащиеся по двум программам устанавливают связи между данными и искомыми и на этой основе выбирают соответствующие арифметические действия. При введении задач нового вида поиском решения задачи руководит учитель, а учащиеся затем выбирают это самостоятельно. При этом используются специальные приемы, которые помогают вычленить величины, данные и искомые числа, устанавливать связи между ними. К таким приемам относятся иллюстрация задачи, повторение задачи, разбор и составление плана решения задачи.
По обеим программам иллюстрация (предметная) используется только при ознакомлении с решением задач нового вида. В учебнике Т.К. Оспанова используются для иллюстрации предметы, также рисунки предметов, о которых идет речь в задаче. Широко используется схематическая иллюстрация по двум программам. Это кратка запись задачи.
По программе Казахстана в 1 классе при краткой записи задачи используют следующую схему:
Сара - 4 пуговицы
Асель – 6 пуговиц
А по программе «Школа Росси»
Щ. -10 шт
Л. – 8 шт
На третьем этапе – этапе решения задачи по двум программам учащиеся выполняют решение задачи устно и письменно. При устном решении соответствующие арифметические действия и пояснения выполняют устно. В 1 классе при решении текстовых задач учащиеся учатся записывать решение. Дети выполняют без записи пояснении, поскольку они еще слабо владеют навыками письма. Пояснение они просто проговаривают.
На последнем этапе – этапе проверки решения задачи методика работы практически одинаковая.
В 1 классе при решении текстовых задач используются следующие способы проверки:
- способ прикидки результата.
- способ составления решения обратной задачи.
В учебнике Т.К. Оспанова предлагается множество задании на составление обратных задач.
Таким образом, поэтапное рассмотрение методики обучения решению задач по программе «Школа России» и программе Республики Казахстан одинаковое. По обеим программам соблюдают определенную этапность.
Сначала дети знакомятся с содержанием задачи, затем приступают к поиску решения задачи, далее выполняют решение и, наконец, проверку решения.
Другие статьи:
Методические особенности отбора задач с практическим
содержанием на различных этапах урока математики
Использование задач как средства мотивации знаний, умений и методов создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развитие меж предметных связей. Задачи должны быть подобраны так, чтобы их пос ...
Законы осмысленного запоминания
Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что мы с каждым днем будем все легче заучивать новый материал. Однако систематические умственные упражнения позволяют глубже проникать в сущн ...