В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение подростков.
В повседневной работе на абонемент и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном; индивидуальные консультации у выставок, у книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.
Наиболее распространенная форма индивидуального руководства чтением в библиотеке – беседа.
Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней создавая соответствующую установку для ее восприятия.
Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя , его возраста, уровня развития.
Часто библиотекарю приходиться сначала выяснить, о чем хотел бы подросток прочитать.
Затем он показывает книги различной тематики, кратко знакомя читателя с их содержанием.
Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать свой спрос.
Рекомендательная беседа важна и в случаях, когда читатель просит книгу на определенную тему.
Выяснив почему подросток интересуется этой темой что уже прочитано им библиотекарь подбирает книгу и кратко характеризует ее.
Даже когда читатель спрашивает конкретную книгу это не означает что рекомендательная беседа не уместна .опыт работы с подростками и знанием подсказывают библиотекарю на какие трудные и важные моменты в книги надо обратить внимание читателя.
При удовлетворении конкретного спроса подростка библиотекарь рекомендует ему также литературу по данному автору. Интерес к автору создает эмоциональный контакт с ним в процессе чтения книги, открывает двери в мир творчества писателя.
Внимание требует читательский опрос “чего-нибудь новенького”, характерный для старших школьников, читающих очень много. Погоня за новеньким не редко может быть показателем “престижности чтения”, “моды” на определенные книги. Задача библиотекаря- повышать качество чтения. Один из путей ее решения – побудить юношей к перечитыванию лучших литературных произведений.
Прием рекомендации книг читателям во многом зависит от типа литературы. Например научно художественное произведение нужно рекомендовать так чтобы возникла связь между содержанием книги и тем , что известно читателю из других источников информации (кино, телевидение, радио). Важны и вопросы к читателю, пробуждающие его любознательность, желание получить в рекомендуемой книге ответы на разнообразные “что”, ”как”, и ”почему”. Во время рекомендательной беседы по научно– художественной книге нужно подготовить читателя к встрече с новыми для него научными сведениями, помочь ему не упустить эти факты.
Первоначальное приобщение к литературе по различным областям знания целесообразно начинать с рекомендации книг, содержащих конкретные факты, близкие опыту читателя.
Возникает эффект “узнавания”, что усиливает интерес к чтению, обуславливает усвоение содержания.
Выяснение мотивов спроса при беседе с читателем показывает, например, что подросток, спрашивая конкретную книгу, подчас не подозревает о существовании других книг, иногда более ценных и доступных его возрасту. Нередко читатель, заинтересовавшись книгой, спрашивает “что-нибудь такое же”. Библиотекарь должен детально конкретизировать читательский спрос. Без выяснения, чем произведения увлекло читателя, удовлетворение последующего спроса не может быть удачным.
Если библиотекарь готовится к выдаче ежедневно, это позволяет ему не только избежать ошибок при рекомендации, но и помогает найти более верные приёмы привлечения читателя чтения тех книг, которые важны на данном этапе его читательского развития.
Другие статьи:
Метод индивидуального руководства чтением и его формы
В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение ...
Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного
искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
Исследовательская работа проводилась во 2 «Б» классе средней школы №87 г. Минска с углубленным изучением английского языка. В исследовании участвовало 19 человек. Десять учеников из девятнадцати 2-го «Б» класса, которые участвовали в данном исследовании, зани ...