Метод массового руководства чтением и его формы

Педагогика » Основные формы и методы руководства чтением » Метод массового руководства чтением и его формы

Страница 1

Массовая работа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идет поиск наиболее эффективных моделей с учетом разнообразия профессиональных, интеллектуальных и любительских запросов читателей. Современный комплекс форм и методов массовой работы базируется на лучших традициях отечественной теории и практики, опирается на общие методические приемы и требования к её организации и проведению.

На разных этапах развития библиотечного дела на первый план выходили те формы массовой работы, которые определялись целями библиотек, как социальных учреждений. В 20 - 30 –е годы это было содействие в ликвидации неграмотности, повышению общеобразовательного т культурного уровня населения. Распространение получили громкие чтения, групповые беседы, лекции, вечера книги. Зарождались такие формы привлечения новых читателей в библиотеки, как праздники книги, книжные карнавалы, библиотечные походы или агитационно-пропагандистские акции – литературные суды, плакаты, театрализованные представления.

С накоплением опыта массовой работы в библиотеках, ростом культурного и образовательного уровня читателей в 40-50-е годы получили развитие позитивно- рекомендательные формы: тематические вечера, читательские конференции, библиографические обзоры, носившие преимущественно формализованный характер. Большое место в деятельности библиотек заняла агитация и пропаганда, раскрывающая библиотечные фонды, привлекающая людей к чтению. Коллективные обсуждения книг чаще всего носили запрограммированный характер и завершились выработкой единого, однозначного мнения о прочитанном. Вечера книг, рецензии, кружки, читательские конференции были направлены на развитие навыков самостоятельной работы с книгой, на самообразование.

В 60-70-е годы продолжал пополняться комплекс рекомендательных форм с целью привлечения внимания читателей к «наиболее ценной в идейном, научном и художественном отношениях литературы».

Особенность этого периода – широкое применение массово–образовательных форм, дополняющих систему политического просвещения. Как правило, это циклы мероприятий, рассчитанных на систематическую и длительную работу с однородной группой читателей с учетом их образовательного уровня (уроки, общественно-политические чтения, лектории, декады, месячники). Широко применялись приемы информационного характера – открытые просмотры литературы, бюллетени новых поступлений, обзоры книг и периодики. Под влиянием СМИ и с появлением аудиовизуальной техники распространились формы массовой пропаганды книги, например читательско-зрительская конференция, телепередача о книгах, час музыки и поэзии.

В эти же годы сформировались организационные предпосылки для совершенствования массовой работы внутри ЦБС.

Возросла потребность читателей в культурных контактах, в духовном общении, которая проявлялась в возникновении узких групп общения, клубов, кружков по интересам. Отдельные клубы стали местом неформального объединения читателей для обсуждения неопубликованной литературы (самоиздат).

В 80-е годы завершилось организационное и методическое оформление клубов и других любительских объединений при библиотеках. В конце 70-ых начале 80-ых годов были проведены теоретические исследования по массовой работе, изучение эффективности отдельных форм и методов руководства чтением, а издал ряд материалов обобщающего характера.

Преемственность массовой работы 90-ых годов выразилось в использовании традиционных форм и методов, модернизации методических приёмов и решений, связи с внешними учреждениями и организациями. Демократизация и активизация общественной жизни, свободное издание литературы обусловили многообразие форм и тематики массовых мероприятий.

При существующей сегодня тенденции усиления популярности активных форм общения правомерно определить роль массовой работы в руководстве чтением как ведущую в этом деле. Во время проведения массовых мероприятий в структуре общения имеют место и информационные процессы, и межличностные отношения, и эмоциональное влияние читателей и библиотекаря друг на друга. Массовые формы обеспечивают наиболее благоприятное условие для общения, прямого или косвенного, согласовано или конфликтного. Интерес к экологии человека, его физической и духовной среде вызвал к жизни формы, создающие условие для знакомства, свободного обмена мнениями, выявления творческого интеллектуального потенциала человека.

В основе метода массового руководства чтением лежит знание и учет возрастных социально-психологических особенностей конкретных групп читателей.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
Коммуникативный аспект педагогического общения Коммуникативную сторону общения изучали Л.С. Выготский (знаковые системы), А.Н. Леонтьев (смысловые детерминанты), А.А. Леонтьев (психолингвистика), В.Ф. Петренко (психосемантика) и другие. Понятие «коммуникация» ...

Принципы деятельности специального психолога
Попробуем определить основные принципы, подходы к организации деятельности специального психолога. На наш взгляд, к ним следует отнести: 1. Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. 2. Принцип единства методологии, диагностической и ко ...

Разделы