Теоретические основы развития музыкального слуха

Страница 1

Слух – одно из пяти чувств, при помощи которого распознаются звуки; орудие его ухо, оно реализуется деятельностью механических, рецепторных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает специфическое слуховое ощущение, в котором отражаются параметры звуковых сигналов (например, интенсивность или частота звуковых колебаний воспринимается как громкость или высота звука).

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху, и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 300–4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие – инфразвуком. Способность различать звуковые частоты сильно зависит от конкретного человека: его возраста, пола, наследственности, подверженности заболеваниям органа слуха, тренированности и усталости слуха. Некоторые люди способны воспринимать звуки относительно высокой частоты – до 22 кГц, а возможно и выше.

Музыкальный слух – «Способный к музыке, тонко понимающий, воспринимающий музыку». Существует множество определений музыкального слуха, все они передают точное определение.

«Музыкальный слух – это совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки» .

«Музыкальный слух – это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления».

«Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма)».

«Музыкальный слух – способность человека воспринимать музыку. Музыкальный слух характеризуется широким диапазоном восприятия высоты звуков – от 16 герц (до субконтроктавы) до 20000 герц (приблизительно ми-бемоль 7-й октавы)» .

Многие музыканты – пианисты Л. Моцарт, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н.Г. и А.Г. Рубинштейны, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Я. Флиер придавали большое значение музыкальному слуху в любом виде музыкальной деятельности, подчеркивая важность работы над его развитием.

О музыкальном слухе рассуждают многие великие музыканты. Говорят, что очень важно развивать слух в раннем возрасте. Хорошим помощником в этом деле является предмет-сольфеджио, но для лучшего результата необходимо развивать свой слух также и, например, на специальности, как можно больше петь.

Например, Л.А. Баренбойм в своей работе «Фортепианная педагогика» пишет: «Работа над развитием слуха и слуховой памяти должна вестись по двум взаимно дополняющим и идущим параллельно путям: с одной стороны, по пути непосредственного накопления ребенком мелодических слуховых впечатлений (запоминание, транспонирование, подбирание и т.п.); с другой – по пути элементарного осознания накопленных впечатлений (анализ накопления и структуры мелодии, нахождение тоники и т.д.)»

Также Л.А. Баренбойм рекомендует приступать к развитию внутреннего мелодического слуха ребенка на первом же этапе слухового развития. «Мы пользуемся для этой цели следующими тактическими приёмами:

1. «Мы требуем, чтобы ученик перед воспроизведением выученной мелодии мысленно её пропел и сказал, – запомнил ли он её или нет. Для облегчения мы иногда при этом легонько выстукиваем ритм и четкий контур мелодии. Конечно, внутреннее пение в этом случае контролю не поддаётся.

2. Выстукивая ученику ритмический рисунок хорошо знакомой ему мелодии, мы предлагаем ему внутренне не петь, а по данному условному знаку начать петь голосом» .

Нельзя сказать, что нужно на определенном этапе развивать разные способности, это не правильно. Необходимо это делать в совокупности развивая музыкальный слух, ритм, память» .

«В процессе развития музыкального слуха только тот добьется максимальных результатов при минимальных затратах сил и времени, кто твердо знает и соблюдает основные принципы методики, прежде всего важнейший из них – принцип соотношения цели и средств. Педагог обязан постоянно помнить: на уроках сольфеджио все должно быть направлено к тому, чтобы сформировать у ребенка способность прекрасно слышать, чтобы с помощью такого слуха научить его свободно мыслить, чувствовать, творить, чтобы посредством музыкально-художественного творчества воспитать и вырастить из него талантливого Человека. Человека умного, доброго и сильного. Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой комплексно (по принципу синтеза): одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией. Эти три вида музыкальной деятельности в добрые старые времена были связаны между собой, так что раньше каждый музыкант был «един в трех лицах»: и теоретик, и композитор, и исполнитель. Поэтому любой рядовой церковный органист, не говоря уже о великих – таких, как И.С. Бах, – мог с ходу сымпровизировать музыку любого характера, на любую заданную тему. Однако, начиная с середины прошлого века, произошло разделение труда; одни стали главным образом только сочинять, другие – исполнять, третьи – анализировать».

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Специфика, цель и задачи семейного воспитания и семейной педагогики
Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономические факторы, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование о ...

Разделы