Классификация методов обучения

Страница 4

Рассмотрим наглядный метод обучения – видеометод.

Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве метода обучения. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:

дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлений и процессах

повысить роль наглядности в учебном процессе

удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся.

Современные средства видеоинформации позволяют подчеркивать, выделять наиболее важные места, создавая тем самым благоприятные условия для усвоения не только видеоряда, но и его структуры, особенно богатыми возможностями располагает мультипликация, используемая в обучении для наглядно-образного раскрытия сущности сложных тем.

Однако киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Эффективность данного метода мало зависит от мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Метод познавательных игр:

Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащиеся получают в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

Среди таких игр – разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами «Конструктор», « Умелец», «Юный механик» и т.д.

В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры (способствующие воспроизведению определенного качества), а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

И самый, часто встречающийся в различных учебных заведениях, метод обучения – обучающий контроль.

Главная функция данного метода – контрольно-коррекционная, но при этом очень важно обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции.

Существуют несколько видов контроля: устный, письменный, лабораторный, машинный (программированный), тестовый контроли и самоконтроль.

Устный контроль осуществляется путем индивидуального опроса, правильность ответов определяется учителем, комментируется и по итогам контроля выставляются оценки.

Письменный контроль осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся пользоваться лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

Машинный (программированный) контроль при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов; отличается высокой эффективностью.

Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствие) у учащихся определенных знаний, умений.

Самоконтроль же предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать устранения обнаруживаемых пробелов.

Существует еще один метод обучения, так называемый ситуационный.

Это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных методов не дает быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющих конкретных условиях. Поэтому данный метод по-другому называют еще и творческим.

Именно ситуационными методами, как полагают, достигли выдающихся успехов известные новаторы обучения Шаталов, Ильин, Гузик, Волков и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Электронное образование
В Старом Свете стремительно развивается система электронного обучения. В передовых странах более 90 % студентов вовлечены в учебный процесс посредством Е-learning. Более 80 % вузов предоставляют услуги по дистанционному образованию. Страны-пионеры в этом смыс ...

Средства и учебный материал, используемые во внеурочной деятельности по информатике
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на ...

Разделы