В связи с тем, что в нашем исследовании принял участие педагогический коллектив одной школы, мы сочли целесообразным предварительно описать нашу выборку в целом. Мы предположили, что внутри этой группы учителей будут существовать некоторые общие тенденции, которые будут характерны для педагогов в независимости от стиля общения. Результаты факторного анализа в подгруппах подтвердили наше предположение.
Для всей выборки, в независимости от стиля педагогического общения, характерно такое качество, как доминирование. По нашему мнению, это может быть связано со спецификой деятельности педагога в начальной школе. Прейдя в школу, ребенок попадает в совершенно новую социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.
В данном случае учитель занимает место доминирующего лидера совершенно закономерно. Тем самым, педагог помогает ребенку освоится в школе, понять те требования, которые ему предъявляют. Младший школьник пока не может общаться с учителем в позиции «на равных», он ждет от учителя инициативы, поддержки, помощи.
Педагоги из представленного коллектива имеют мотивацию «общая активность». Люди с такой мотивацией заняты в основном своей работой, а в свободное от работы время – семьей. Для них важно быть профессионалом в своей области, поэтому они много времени уделяют учебе, чтению литературы, необходимой для работы, повышению квалификации. В жизни для них важна хорошая работа и все, что с ней связано. Мотивация «общая активность» напрямую связана с рабочей направленностью педагогического коллектива начальной школы. Такая направленность личности говорит о высоком уровне профессионализма учителей. Они стараются привнести в свою деятельность творчество, стремятся к новым знаниям и творческим достижениям. Им важно быть востребованными, социально полезными, передавать свой опыт и знания окружающим.
Еще одной общей характеристикой для всей группы является стремление к независимости. Это свойство попадает во второй фактор и в группе учителей с авторитарным стилем, и в группе учителей с демократическим стилем. Это говорит о том, что в критических ситуациях учителя могут проявить уверенность в себе, самостоятельность, инициативу. Они могут быть критичны к мнению окружающих. Стремятся к свободе в выборе действий.
Характеристика группы учителей по методике самооценки стиля общения
Для того чтобы разделить нашу выборку на группы учителей с разным педагогическим стилем общения, мы использовали методику самооценки стиля общения. В результате, исследуемый нами педагогический коллектив был разделен на две подгруппы с авторитарным и демократическим педагогическим стилем. Учителя с попустительским стилем общения были исключены из исследования, так как этот стиль редко встречается у педагогов начальной школы. Итак, наша выборка представлена двумя группами: 15 человек – педагоги с авторитарным стилем общения и 17 человек – учителя с демократическим стилем.
Характеристика группы учителей по многофакторному личностному опроснику Кэттелла
Фактор О – самоуверенность – чувство вины. Работа учителя тесно связана с большим грузом ответственности за жизнь и здоровье учеников, особенно в начальной школе. На наш взгляд, эта проблема характерна для большинства учителей в наши дни. И данная группа учителей не является исключением. Педагоги с высокими оценками по фактору неизменно чем-нибудь озабочены, подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, знания и способности. Иногда в обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно. С этой проблемой просто необходимо работать школьному психологу.
Фактор F1 – адаптированность – тревожность. По этой шкале учителя в целом набрали достаточно высокий балл. Этот факт не обязательно свидетельствует о невротической личности. Тревога может обусловливаться ситуационно. Для этих учителей характерна плохая приспособляемость, которая тесным образом связана с конформностью, неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога нарушает продуктивную деятельность педагогов. Может вызвать соматические расстройства.
Другие статьи:
Личностные критерии успешности учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность лично ...
Психологический анамнез. Его основные разделы
В соответствии с общими принципами психологической диагностики история развития ребенка, или анамнез, является источником построения психологической диагностической гипотезы. Под анамнезом понимаются не только психологические данные, но и данные, которые псих ...