Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом

Педагогика » Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения » Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом

Страница 1

В связи с тем, что в нашем исследовании принял участие педагогический коллектив одной школы, мы сочли целесообразным предварительно описать нашу выборку в целом. Мы предположили, что внутри этой группы учителей будут существовать некоторые общие тенденции, которые будут характерны для педагогов в независимости от стиля общения. Результаты факторного анализа в подгруппах подтвердили наше предположение.

Для всей выборки, в независимости от стиля педагогического общения, характерно такое качество, как доминирование. По нашему мнению, это может быть связано со спецификой деятельности педагога в начальной школе. Прейдя в школу, ребенок попадает в совершенно новую социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

В данном случае учитель занимает место доминирующего лидера совершенно закономерно. Тем самым, педагог помогает ребенку освоится в школе, понять те требования, которые ему предъявляют. Младший школьник пока не может общаться с учителем в позиции «на равных», он ждет от учителя инициативы, поддержки, помощи.

Педагоги из представленного коллектива имеют мотивацию «общая активность». Люди с такой мотивацией заняты в основном своей работой, а в свободное от работы время – семьей. Для них важно быть профессионалом в своей области, поэтому они много времени уделяют учебе, чтению литературы, необходимой для работы, повышению квалификации. В жизни для них важна хорошая работа и все, что с ней связано. Мотивация «общая активность» напрямую связана с рабочей направленностью педагогического коллектива начальной школы. Такая направленность личности говорит о высоком уровне профессионализма учителей. Они стараются привнести в свою деятельность творчество, стремятся к новым знаниям и творческим достижениям. Им важно быть востребованными, социально полезными, передавать свой опыт и знания окружающим.

Еще одной общей характеристикой для всей группы является стремление к независимости. Это свойство попадает во второй фактор и в группе учителей с авторитарным стилем, и в группе учителей с демократическим стилем. Это говорит о том, что в критических ситуациях учителя могут проявить уверенность в себе, самостоятельность, инициативу. Они могут быть критичны к мнению окружающих. Стремятся к свободе в выборе действий.

Характеристика группы учителей по методике самооценки стиля общения

Для того чтобы разделить нашу выборку на группы учителей с разным педагогическим стилем общения, мы использовали методику самооценки стиля общения. В результате, исследуемый нами педагогический коллектив был разделен на две подгруппы с авторитарным и демократическим педагогическим стилем. Учителя с попустительским стилем общения были исключены из исследования, так как этот стиль редко встречается у педагогов начальной школы. Итак, наша выборка представлена двумя группами: 15 человек – педагоги с авторитарным стилем общения и 17 человек – учителя с демократическим стилем.

Характеристика группы учителей по многофакторному личностному опроснику Кэттелла

Фактор О – самоуверенность – чувство вины. Работа учителя тесно связана с большим грузом ответственности за жизнь и здоровье учеников, особенно в начальной школе. На наш взгляд, эта проблема характерна для большинства учителей в наши дни. И данная группа учителей не является исключением. Педагоги с высокими оценками по фактору неизменно чем-нибудь озабочены, подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, знания и способности. Иногда в обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно. С этой проблемой просто необходимо работать школьному психологу.

Фактор F1 – адаптированность – тревожность. По этой шкале учителя в целом набрали достаточно высокий балл. Этот факт не обязательно свидетельствует о невротической личности. Тревога может обусловливаться ситуационно. Для этих учителей характерна плохая приспособляемость, которая тесным образом связана с конформностью, неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога нарушает продуктивную деятельность педагогов. Может вызвать соматические расстройства.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Информатизация внеурочной деятельности школьников. Использование средств информационных технологий при организации внеурочных занятий
Давно известно, что одним из определяющих воспитательных факторов для школы является наличие благотворно влияющей среды обитания. Широкая сеть бытовых, досуговых, развлекательно-познавательных учреждений, библиотек в непосредственной близости к учебным заведе ...

Психолого - педагогические условия развития творческого воображения в театрализованной деятельности
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией ...

Разделы