Современная педагогическая наука отличает общие и конкретные формы организации процесса обучения. Общие формы, к которым принадлежат индивидуальная, парная, групповая, коллективная, не зависят от конкретных педагогических задач и определяются структурой общения между педагогом и учениками.
Обращаясь к традиционным формам организации обучения, нельзя не преуменьшать значение специальных форм организации учебной работы, таких, как: урок, лекция, семинар, разнообразные факультативные объединения.
Занятие выступают наиболее популярной специальной формой учебно-воспитательного процесса. Традиционным, такие занятия называют при условии использования индивидуальной, парной и групповой форм организации обучения.
Современное занятие характеризуется уже четырьмя организационными формами: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Использование той или другой формы обучения зависит от этапов занятия и содержания учебного материала. Все эти формы обучения базируются на характере межличностного взаимодействия участников учебного процесса.
Ведущая роль, как отмечает В. Дьяченко, принадлежит коллективной форме (50–60%), использование которой приводит к коллективному способу обучения. Особенность коллективной работы заключается в том, что ученик поочередно работает с каждым членом группы (обучение в парах сменного состава).
Если фронтальная и индивидуальная формы обучения активно используются преподавателями высших учебных заведений, то использование групповой и коллективной форм часто сопровождается определенной трудностью и имеет характеристики личностно-парной работы. В современной педагогической литературе понятия «коллективная форма обучения» и «групповая форма обучения» часто используют как синонимы, поскольку отождествление понятий «группа» и «коллектив» не разрешает четко отличить их отличительные особенности. Обратимся к этому вопросу подробнее.
Группа социальная – ограниченная за размером общность людей, которая отличается из социума на основе определенных признаков. Соответственно этому группы классифицируют за размером, общественным статусом, непосредственностью взаимосвязей, уровнем развития и значимостью.
Классификация за уровнем развития группы есть иерархически построенной: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, автономная группа. Высшим уровнем развития группы есть коллектив. В коллективе проявляются социально-психологические закономерности, которые отличаются от тех, что существуют в других группах:
1. Количество членов коллектива не влияет на качество взноса каждого члена в общее дело; уровень эмоциональной групповой идентификации не снижается.
2. Не уменьшается мотивация общей деятельности.
3. Противоречие между индивидуальными и групповыми интересами отсутствуют.
4. Создаются благоприятные возможности для процесса интеграции и персонализации.
5. Возникает благоприятная связь между эффективностью общей деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом.
О. Кононко выделяет такие признаки коллектива: сплоченность, оптимистичный психологический климат, высокий уровень сработанности, взаимопомощи, выполнение необходимых функций и ролей.
К ряду признаков коллектива относят также сознательный характер объединения людей, его относительное постоянство, четкое организационную структуру, наличие органов координации деятельности коллектива. Итак, коллектив рассматривается как высшая разновидность группы, поэтому нельзя считать коллективом группу лишь взаимодействующих лиц. По нашему мнению, развития студенческой группы как коллектива, способного успешно решать учебные и воспитательные задачи, наибольшей мерой будет оказывать содействие активное внедрение группового обучения в систему ВНЗ.
Другие статьи:
Межпредметные связи при решении расчетных задач
К изучению математики учащиеся средней школы приступают на 7 лет раньше, чем к изучению химии. За этот период обучения они приобретают значительный объем математических знаний, умений и навыков по решению алгебраических задач. Правильное использование учителе ...
Виды дидактических игр и их классификационные признаки
Игра – это особая осмысленная деятельность, интегрирующая в себе все основные типы человеческой деятельности [преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную] и направлена на ориентировку и познание предметной и социальной дейст ...