Сущность и содержание понятия экологическое мировоззрение

Страница 2

Центральной фигурой распространенного ныне течения в инвайронментализме является норвежский философ А.Нейс. Еще в 1972 г. он впервые выступил с идеей создания новой этики, «которая охватывала бы собой растения и животных наравне с людьми» и «которая позволила бы человеческому сообществу жить в гармонии с природой, от которой зависит выживание и благополучие людей». В результате родилось движение, которое принципиально противопоставило себя традиционной или «поверхностной» социальной экологии, занимающейся в основном проблемами загрязнения окружающей среды и ресурсосбережения в экономически развитых странах. В отличие от этого новая «глубинная экология» призвана была нести людям новое этическое понимание жизни и являлось не столько наукой, сколько философским направлением и платформой общественной деятельности. «Глубинное вопрошание», с которого начинается подлинное экологическое мышление, описывается здесь как «процесс самопознания, ведущий к изменению отношения к реальности». В этом смысле инвайронментализм, по мысли А.Нейса, является развитием этического или религиозного понимания жизни, в рамках которого все живые существа обладают непреходящей ценностью живого и поэтому нуждаются в защите от разрушительного влияния миллиардов людей. Не существует никакой градации ценности жизни того или иного существа, эта ценность всегда абсолютна. В то же время мы сами являемся частью жизни и с необходимостью вступаем в «глубокие» отношения с природой. Человек так же, как и другие организмы, не существует отдельно от других; он состоит в непрерывной и нерелятивной (не сводимой к инструментальной ценности) связи со всеми, кто включен в «тотальную среду» жизни. Содержание этой связи таково, что она имеет отношение к базовым характеристикам существования как такового. Когда такая связь между А и В прерывается, А и В больше не существуют в прежнем качестве. «Модель тотальной среды, - пишет А. Нейс, - отвергает не только понятие «окружающей (человеческое общество) среды», но и всякое представление об отдельно существующих вещах вокруг нас, если только мы не говорим на самом поверхностном уровне понимания». Отсюда следует важнейший онтологический вывод, требующий от нас признать внутреннее единство бытия как среды существования. По-другому это можно было бы назвать «гештальт-онтология»: «Нам нужна гештальт-онтология, чтобы избавиться от всех субъектов, объектов и того, что между ними; нам нужно избавиться от отношений типа «Я-Оно» ., чтобы увидеть, наконец, целостную картину. Все заключено в одном, все едино. Но мы это, скорее, чувствуем, чем знаем». Заявленный иррационализм подобной позиции не случаен и является сознательным выбором и всегда подчеркивается приверженцами «глубинного отношения с миром». Фактически, именно в такой трактовке онтологической позиции эколога происходит переход от собственно этических к психологическим императивам его практики. Дальнейшее преодоление отчуждения между человеком и природой в «глубинной экологии» строится на основе психологизации экологических образов. Это выразилось в создании концепции, раскрывающей внутренний механизм взаимодействия эколога и природы в ходе его практической работы. Она получила название концепции «Я-реализации». Ее цель - развитие особой установки, при которой «Я» способно раздвинуть границы самоидентификации вплоть до слияния с Другим. Один из ее последователей У.Фокс описывает это состояние самосознания как не имеющее границ, где «Я» больше не связано с «Эго». В экологическом смысле это означает «не спасение тропических лесов, но сохранение и забота той части самого себя, которая является тропическим лесом» (А. Нейс). Другим часто используемым термином для характеристики такой установки является термин «широкая идентификация». Настоящий эколог применяет прием широкой идентификации, чтобы распространить круг своих интересов до всех форм живой и неживой материи и таким образом образовать единство существования человеческого и нечеловеческого мира.

Как мы видим, основанием для радикального экологического альтруизма служит «спонтанное отождествление» чужого интереса с собственным и необычная радикализация последнего за счет намеренного обострения чувства самосохранения. У.Фокс приводит конкретный пример: «Очень легко увидеть, как проблема сохранения жизни горного утеса или реки может быть решена с этой точки зрения: разрушение относительной автономии горы или реки нарушает норму «Я-реализации» (культивирующей экологическое сознание) действовать в состоянии широкой идентификации. Это значит: уничтожение горы или реки ведет к разрушению «Я» как я. Готов ли я взять нож и распороть Себе грудь? Смогу ли я отравить кровь, которая течет по Моим жилам?».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Коллективная методическая работа
Коллектив в любом образовательным учреждении, а в данном случае в училище, должен выработать единый подход у учащимся, к организации и осуществлению учебного процесса. Важное значение имеет совместное обсуждение той продукции, которая называется методической ...

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и у детей с амблиопией и косоглазием
У детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием в слуховом дифференцированном восприятии, связанном с замедленным формированием осязательного поля, сначала наблюдается некоторое отставание от зрячих, но в дальнейшем происходит его выравнивание, и ребенок ...

Разделы