Экологическое образование становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального отношения к природе указывается практически на всех международных форумах по проблемам среды. А многие из них посвящаются собственно экологическому образованию. Концепция экологического образования представлена, в частности, в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП» (Тбилиси, 1977 г.), была развита на Международном конгрессе «Тбилиси + 10» (Москва, 1987 г.). Она базируется на представлении о необходимости включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все учебные программы: от философии и социологии до географии и этики.
В дискуссиях, касающихся обновления экологического образования, в основном сделан акцент на «технологических» проблемах и практически не затронут мировоззренческий аспект формирования отношения к природе. Но результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют об отсутствии связи между уровнем знаний подростков об окружающей среде и сознательном, ответственном экофильном отношении к природе. Более того, данные, полученные за последние годы, показывают, что положительно-нейтральное отношение к экологическим проблемам у подростков, в первую очередь у подростков, преобладает над положительно-заинтересованным. Непрагматические ценности имеют стабильно низкие показатели и среди них, такие как здоровье, экологическая обстановка, взаимоотношение с природой.
Тогда как для преодоления экологического кризиса необходимо партнерское отношение людей к окружающей их среде обитания, в том числе к живой природе. Для этого требуется, чтобы у человека имелась такая система представлений о мире, для которой характерны:
1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;
2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;
3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Что должно проявляться в заботе каждого человека о:
1) сохранении благоприятной для всего живого окружающей среды;
2) охране природы во всем ее разнообразии и устойчивости биосферы.
И восприятие такого отношения подростками к природе и своей деятельности как морально-этической нормы.
Учащийся создает образ, модель окружающего мира в соответствии с возможностями своего сознания. Но влияние на природу идеологических установок общества, а также формирующихся в различных социально - природных условиях индивидуальных особенностей личности и их потребностей остается обычно вне внимания исследовательской проблемы «человек - природа». Одни из первых обратили внимание на эту проблему Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев.
Среда влияет на формирование мировоззрения человека в соответствии со своими особенностями. Характер окружающей человека природы за последние десятки тысячелетий во многом определялся преобразованиями, вносимыми человеком. Значит, в общественном сознании в той или иной форме запечатлены результаты преобразований природы, структура изменений биосферы. По принципу обратной связи мировоззрение человека входит составной частью в образ жизни и определяет ее особенности. Следовательно, главная проблема, которую должно решить экологическое образование, - это помощь в формировании такого мировоззрения, без которого реализация принципов партнерского отношения к природе невозможна.
Другие статьи:
Задача как средство экологического воспитания учащихся
Экологическая культура - это существенная часть общей культуры современного человека, включающая весь накопленный обществом опыт природопользования, знание об оптимальных способах взаимодействия с природой, закрепляемые и передаваемые
поколениями. Основная ко ...
Особенности проведения групповых обследований
Основная сложность выявления несформированности (дефицитарности) той или иной функции при групповой диагностике — отсутствие стандартизированных показателей (возрастных норм) для различных категорий детей. Единственная возможность проведения групповых обследо ...