Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений. Сюда относятся: задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др.
Приведем несколько примеров таких дидактических игр.
Игра «Школьное домино» – состоит из 12–30 карточек. Каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано какое-либо учебное задание, на другой – ответ к другому заданию. Каждый ученик получает по 1-2 карточки. Первая карточка крепится на доске учителем, а остальные прикрепляют учащиеся.
Игра «Небылицы». Учащиеся получают фрагмент научного текста по изучаемой теме, в котором допущены неточности и ошибки. За ограниченное время необходимо найти все ошибки и исправить их
Игра «Да–Нет». Может применяться для быстрой проверки уровня усвоения нового материала. Учитель вслух (или с экрана) по одному зачитывает истинные и ложные высказывания, относящиеся к изучаемому материалу. Ученики на листочках кратко в виде слов «да» или «нет» записывают свое мнение о каждом утверждении. Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, Эта простая игра позволяет приобщить к учебе даже самых пассивных учащихся.
2. Использование дидактических материалов с занимательным содержанием.
Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой учащихся, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.
Характерные признаки занимательных задач:
задача (как и любая задача вообще) имеет развивающую направленность;
в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных;
в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели;
это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок;
задача включает в себя необычно поставленный вопрос.
3. Вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету
Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы: участие в предметных олимпиадах, интернет-конкурсах, выпуск тематических газет, создание клубов знатоков, проведение викторин и тематических вечеров по предмету и многие другие.
Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
Другие статьи:
Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются устной и письменной речью. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь – «думанье»), которая позволяет ...
Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей
младшего школьного возраста
Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом - адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школ ...