Целью
формирующего эксперимента стало проведение целенаправленной работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Задачи
формирующего эксперимента:
1) разработать систему работы, способствующую совершенствованию педагогического мастерства воспитателей, их творческому поиску;
2) апробировать разработанную систему.
Для решения поставленных задач нами была разработана система работы по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей и их творческому поиску в отношении организации и проведения сюжетно-ролевых игр.
Основной из всех форм работы по обогащению сюжетно-ролевых игр являются консультации, поскольку они дают возможность «дойти» до каждого воспитателя с учетом его индивидуальности, оказать помощь в преодолении возникших у него трудностей, в осознании и переосмыслении профессиональных установок, стереотипов, ценностных ориентаций, в повышении уровня профессионализма (Л. В. Поздняк, И. Л. Паршукова, В. П. Дуброва и др.).
Были определены условия, которые, на наш взгляд, помогут обеспечить эффективность консультирования:
· Использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);
· Строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов;
· Обеспечить активную позицию педагога при организации консультирования (создать возможность для участия в роли консультанта, проявления творчества, овладения практическими приемами);
· Познакомить воспитателей с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.
В связи с обозначенными этапами работы, были проведены следующие консультации «Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника» (Приложение 6), «Руководство сюжетно-ролевой игрой» , разработаны рекомендации воспитателю по руководству играми детей(Приложение 7), «Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте» (Приложение 8)
Консультации помогли раскрыть психолого-педагогические аспекты влияния сюжетной игры на развитие личности ребенка, этапах и условиях развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
Следующий вопрос, которому мы посветили дальнейшую работу: организация педагогами предметно-игровой среды как фактора обогащения сюжетно-ролевой игры.
Создание предметно-игровой среды требует специальной заботы. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги . Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.
В ходе консультации рассматривались следующие вопросы:
1. Значение предметно-развивающей среды в организации самостоятельной игровой деятельности детей.
2. Принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Воспитателям было предложено обсудить следующие вопросы:
1) Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы?
2)Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?
3)Какова взаимосвязь между правильно организованной предметно-игровой среды и развитием сюжетно-ролевой игры?
Для более глубокого изучения и понимания педагогами вопроса, об эффективной организации предметно-игровой среды, мы организовали смотр групп для детей старшего дошкольного возраста детского сада, с целью выявления соответствия игровой среды задачам обогащения сюжетно-ролевых игр детей.
Другие статьи:
Методика использования
компьютерных технологий в процессе обучения ОБЖ
Как показывают многочисленные исследования, использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения нового знания при значительном сокращении длительности процесса передачи знания от учи ...
Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема
Термин «лидер» имеет англоязычное происхождение. В словаре иностранных слов понятие «лидер» раскрывается как «член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для этой группы ситуациях». Согласно определению философск ...