В большинстве школ предмет музыки изучается по программе «Музыка», разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского.
Первый урок музыки в начальной школе происходит в игровой форме с легенды о «трех китах », которые «приплывают» на урок музыки, сразу же вводит первоклассников в три огромнейшие области музыки: песню, танец, марш. Восприятие музыки первоклассниками сразу же становится активно -творческим, аналитическим. Ребята сами определяют характер музыки и принадлежность ее к одной из трех основных областей музыки.
Во втором классе ребята постигают своеобразие каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, лада, тембра. Знакомятся с простейшими музыкальными формами.
В третьем классе учащиеся усваивают знания на знакомой им музыке. Главные темы этого года - интонация, развитие музыки, построение музыки.
В четвертом классе учащиеся изучают богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.
На протяжении 1-3 классов по программе Кабалевского разучиваются народные песни, такие как: «Дон-дон» (игра на треугольнике), «Уж как шла лиса» (показывают ход лисы), песня «Во поле береза стояла» - хороводная, «Калинка» исполняется с музыкальными ударными инструментами. Рассматривается использование русских народных песен в творчестве композиторов: Чайковского (финал 4 симфонии) использование песни «Во поле береза стояла». То есть используется народная музыка, так же как и в фольклорных праздниках.
Но наиболее благоприятен для внедрения фольклорного материала 4 класс. Это тема: «Музыка моего народа». Здесь представлены жанры русских народных песен (солдатские, частушки, исторические, обрядовые. календарно-тематические и др.) в разных видах деятельности. Народная песня является одним из интереснейших и любимых жанров любого фольклорного праздника.
В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б. Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.
В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.
Большое внимание уделяется в программе праздникам Русской православной церкви. «Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества.» - пишет Е.Д. Критская в методическом пособии к учебнику музыка для 1 – 4 классов.
С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.
В разделах «Гори, гори ясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.
Другие статьи:
Технологизация дистанционного обучения
Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную и дорогостоящую задачу, но именно это позволяет системе образования к ...
Характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи – различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у д ...