Ушедшее тысячелетие оставило нам не только тяжелые последствия войн, революций и технического прогресса. Оно принесло с собой принципиально новые способы существования культуры. В его последнее, двадцатое столетие появилось новое словечко, совсем неслучайное, так как ему соответствовало нечто до сих пор неслыханное, то, что было уже и до двадцатого столетия, но к чему теперь подобралось имя, а потому и обрисовалась его суть. Это слово (или явление)- субкультура.
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура- это подкультура или культура в культуре. Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы. Выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.
Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурой» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры». Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе относят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е. «под-»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие «дневную поверхность» господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие «контркультура», определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне- культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл.
Прежде всего приставка «суб -» в современном контексте, как мы уже говорили, подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума (ее мы и обозначаем словом «культура»). Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы на постоянный диалог с нею. Этот диалог может принимать формы «обновления культуры», ее «развития», «восстановления традиций»- или «противостояния», «разрушения» и прочее, но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Как писал в своей статье Ю.Хомутинников «…если копать глубже, обнаруживается иная, куда более любопытная подоплёка. Слово субкультура недаром имеет корень "культ". И как всякий культ, любая субкультура имеет свою атрибутику, свои признаки, свои "опознавательные знаки", служащие своего рода "метками": ты не носишь такую одежду, как мы, ты не носишь такую причёску, как мы, ты используешь в своей речи своей речи совсем иные акценты; ты - не такой как мы, ты не "наш", ты "чужой", тебе не место среди нас. Да - именно для расставления акцентов "свой-чужой", для идентификации и самоидентификации и используется символика и атрибутика субкультур».
Другие статьи:
Фундаментальные науки. Поиск признаков и оснований
Научно-технический прогресс и прогресс социальный привели к появлению новых научных направлений и/или к делению традиционных наук на множество новых научных отраслей. В свою очередь это породило необходимость формирования соответствующих учебных дисциплин, вк ...
Быт воспитательной организации интернатного типа
Быт- сфера вне производственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысл ...