овладеть навыками в подготовке и проведении туристического похода, безопасного поведения при движении по маршруту и в условиях вынужденного автономного существования.
Основное содержание похода.
Теоретическая часть. Понятие о выживании и автономном существовании, их примеры. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: чрезвычайные ситуации природного характера, экстремальные ситуации в условиях природной среды, аварийные ситуации в условиях природной среды. Условия, определяющие успех выживания.
Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств. Основные правила принятия решения оставаться на месте аварии в ожидании помощи. Основные правила принятия решения об уходе с места аварии.
Основные способы ориентирования по компасу, по небесным светилам, по местным признакам. Метод движения по азимуту. Понятие об истинном и магнитном азимутах. Сущность движения по азимуту.
Сооружение временного убежища. Факторы, влияющие на выбор типа укрытия. Типы укрытий. Естественные природные укрытия. Простейшие укрытия. Навесы и шалаши. Приподнятые укрытия на заболоченном или сыром месте. Зимние укрытия.
Правила добывания огня. Выбор места для разведения костра. Порядок разведения костра. Типы костров и их назначение. Способы добывания огня при отсутствии спичек.
Обеспечение водой. Опасность обезвоживания организма. Добывание воды при отсутствии водоемов. Очистка, фильтрование и обеззараживание воды в природных условиях.
Обеспечение питанием. Источники пищи в условиях выживания. Дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы. Пища животного происхождения. Правила безопасного употребления растительной пищи.
Практическая часть. Отработка практических действий потерпевших бедствие при условной аварии транспортного средства (машина, речное судно, самолет).
Отработка действий на месте аварии до прибытия помощи. Отработка действий при уходе с места аварии.
Отработка способов ориентирования. Определение сторон горизонта по Солнцу. Определение местного полудня. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам. Определение сторон горизонта по Полярной звезде и Луне.
Отработка метода движения по магнитному азимуту с использованием вспомогательных и промежуточных ориентиров.
Отработка способов сооружения простейших укрытий (шалашей и навесов).
Отработка способов разведения костров различного типа: сигнальных, пламенных, жаровых. Отработка способов добывания огня при отсутствии спичек (при помощи увеличительного стекла, при помощи кремня и куска металла, путем трения).
Отработка способов добывания, очистки и обеззараживания воды.
Заключение. Повторение основных моментов и проверка, как понята тема.
Контрольные вопросы.
Назовите основные принципы вынужденного автономного существования в природных условиях.
Приведите примеры (из жизни, книг или фильмов) оживания людей в природной среде.
Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?
Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?
В каких случаях принимают решение оставаться на месте?
В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?
Назовите способы ориентирования на местности, помогающие определить стороны горизонта.
Какими способами можно определить стороны горизонта по небесным светилам?
Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам?
Какие данные нужны для движения по азимуту? Как определить направление на предмет по заданному азимуту?
Какими способами можно определить пройденное расстояние?
Для чего необходимо оборудование временного жилища при выживании? Какие факторы влияют на выбор типа временного укрытия?
Какие функции выполняет костер? Как выбрать место для костра и правильно развести его?
Какими способами можно добыть огонь при отсутствии спичек?
Объясните, почему пища и вода являются важным фактором при длительном пребывании в условиях автономного существования.
Какими способами можно добывать воду в условиях природной среды? Назовите способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях.
Другие статьи:
Понятие и сущность игры
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам науч ...
Методика изучения химической терминологии
Система понятий о веществе состоит из следующих компонентов: 1) состав веществ; 2) строение; 3) свойства; 4) классификация; 5) получение; 6) химические методы исследования; 7) применение. Ограничиваться выделением лишь известного "треугольника": сос ...