Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе

Педагогика » Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

В период дошкольного детства у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т. е. экологические знания.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, В.Г. Грецова, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.). Источником нравственного развития ребенка является общественно-исторический опыт предыдущих поколений, который присваивается в период дошкольного детства.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на знаниях, полученных от взаимодействия с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Поэтому формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

В экологическом воспитании детей, необходимо не только учить наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

Однако далеко не все может быть понятно детям при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – самые важнейшие задачи. На этой основе и формируется любовь детей к природе. В каких формах можно организовать эту работу в условиях детского сада, мы рассматриваем в нашем теоретическом исследовании.

Цель:

Рассмотреть содержание работы по формированию заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть понятие нравственного качества «заботливость».

2. Дать психолого-педагогическое обоснование проблеме формирования заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть методы и приемы формирования заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Другие статьи:

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплек ...

Понятие о методе обучения
Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Также можно добавить, что это еще и сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом; с греч. ...

Разделы