Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учеников
Учитель объявляет о предстоящем уроке-соревновании. Класс делится на четыре группы. Каждая группа садится за отдельные столы.
На столах находятся карточки: информационные, техника безопасности, экспериментальная, задания для самостоятельной работы.
II. Актуализация знаний
Учитель напоминает, что в процессе изучения химии учащиеся познакомились со свойствами сложных веществ: оксиды, кислоты, соли. На этом уроке полученные ранее знания необходимо привести в стройную систему, установить связи между изученными веществами, выяснить причины взаимного превращения одних веществ в другие. Изучить новый класс веществ — основания.
III. Изучение нового материала
1)Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс веществ - основание. Для этого рассмотрите вещества, находящиеся у вас на столах и попытайтесь вывести определение.
Мы провели опрос простой
Он высветили состав такой
Кислород с водородом вместе - "о" и "аш"
Образуют дружную группу ОН (о-аш).
А металлы разные с группой этой
И есть основания,
Их главная примета:
Ме(ОН)n
А за скобкой что за "эн"
Я забыла спросить зачем
В общей формуле сей знак?
Цифры ставить? Ну а как?
Чтобы формулы писать,
Надо всем валентность знать!
Хоть в гидроксогруппе два элемента
Но вся эта группа - одновалентна!
Затем работа по карточке № 1. Каждый стол, отвечает на вопрос, соответствующий номеру стола.
Карточка № 1.
Какие вещества называются основаниями. Дать определение.
Определите состав основания. Какие различия и что общего в составе оснований? Приведите примеры.
Определите валентность гидроксогруппы. Выведите общую формулу оснований.
Классифицируйте основания на растворимые и не растворимые (пользуясь таблицей растворимости). Приведите примеры.
Учащиеся работают с учебником.
Учитель проверяет правильность ответов, вызывая по одному учащемуся от группы. После ответа ребят учитель ёще раз сам проговаривает определение и закрепляет классификацию оснований.
Учитель: Основаниями называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов и гидроксогруппы (ОН). Гидроксогруппа образуется из молекулы воды:
Учитель записывает на доске примеры:
2) Учитель: Далее мы должны познакомиться с физическими свойствами оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде нерастворяются. Найдите в таблице растворимости примеры щелочей и не растворимых оснований.
Ученики, пользуясь таблицей растворимости, приводят примеры.
Учитель: Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН - едкий натр, КОН- едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.
Техника безопасности при работе со щелочами
Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывал омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения.
Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках.
Другие статьи:
Развитие словаря в игровой деятельности
1. Дидактические игры и задания по формированию словаря существительных. Игра «Назвать слово как можно быстрее». Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов: Помидо ...
Анализ успешности усвоения иностранного
языка при применении индивидуального подхода
Совершенно очевидно, что наиболее трудные вопросы, которые встают перед педагогом, индивидуальный подход при обучении иностранному языку, это вопросы о том, по каким критериям выделять особенности учащегося, каким образом определить тот начальный, стартовый у ...