Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках уроков "Изобразительное искусство"

Педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках уроков "Изобразительное искусство"

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Оно гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Не зря Б. М. Неменский говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский говорит о том, что она должна объединять все предметы, внеклассные занятия, общественную жизнь школьника, где каждый вид занятия имеет свою задачу в формировании эстетической культуры и личности школьника.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается.

Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Ведь искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности, где очень большую роль играет народное искусство.

Особенно важным является социальный заказ общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. В.В. Буткевич и Ю. С. Любимова отмечают: « В Концепции национальной начальной школы, Концепции реформы общеобразовательной средней школы, Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концепции эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь, проекте Концепции образовательной области «Искусство», а также в других нормативных документах совершенствование эстетического воспитания учащихся средствами народного искусства рассматривается в качестве одного из ведущих направлений развития современной начальной школы.».

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках уроков «Изобразительное искусство».

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования – пути использования средств народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Цель - выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.

Гипотеза – эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.

2. Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.

3. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.

4. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства.

5. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников.

6. Провести исследовательскую работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках урока «Изобразительное искусство».

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа.

Другие статьи:

Физика как основа для развития критического мышления
Безусловно, этот процесс должен быть комплексным, т.е. распространяться на все учебные предметы, включая физику, которая вносит значительный вклад в умственное развитие человека. С незапамятных времен место в системе школьного образования определялось ее роль ...

Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника
Для выявления уровня интеллектуального развития школьников используются тестоподобные задания, охватывающие основные умственные способности учащихся. v Тест на интеллект ( CFIT ) Предложен Р. Кэттеллом в 1958 г. и расшифровывается как Culture Free Intellect T ...

Разделы