Описание экспериментального урока привело к следующим результатам : средства народного декоративно-прикладного искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Это можно подтвердить тем, что оставленная нами еще на неделю экспозиция (оформление класса: иллюстрации, фотографии, изделия народных мастеров) с расчетом на то, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое, действительно очень заинтересовала учеников. Ребята, как мы и предполагали, подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили даже дети из других классов. Еще одним важным аспектом является эмоционально насыщенный материал, который оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, и который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.
Важным подтверждением того, что средства народного декоративно-прикладного искусства являются эффективными в эстетическом воспитании младших школьников, явилась, проведенная нами диагностика уровней эстетической воспитанности.
Методики диагностики уровней эстетической воспитанности младших школьников в настоящее время разрабатываются рядом исследователей. Среди них следует отметить методики определения уровня интеллектуально-эстетического развития Т.С. Комаровой и Т.А. Ратановой, диагностику эстетических способностей Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой, методику графических тестов Е.С. Романовой, программу изучения индивидуальных психологических особенностей учащихся начальных классов И.А. Оботуровой и С.Л. Колосовой.
В своем исследовании мы использовали анкету закрытого типа «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?» для учащихся 1-2 классов, предложенную Буткевич В.В. и Любимовой Ю.С. (Приложение 2). Анкета состоит из десяти вопросов, где каждый из них имеет по три варианта ответа. Опросник помогает определить: интерес к произведениям народного искусства и декоративно-прикладной деятельности, степень проявления эмоциональной отзывчивости учащихся при восприятии произведений народного искусства, эстетические интересы, мотивы и потребности в общении с произведениями искусства, активность участия в художественно-творческой деятельности.
По суммарному количеству полученных в результате диагностики баллов школьников условно распределяют на три категории: с низким (0-3 балла), средним (3,5-6,5 балла) и высоким уровнями (7-10 баллов) сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности.
Первичная диагностика уровня сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности привела к следующим результатам: на высоком уровне оказалось 7 учеников, на среднем – 10, на низком уровне оказалось 2 ученика. Анализируя ответы на вопросы данной анкеты, мы увидели, что ребята в основном не уверены, знают ли они, что такое народное декоративно-прикладное искусство. А на вопрос о том, хотели бы они узнать больше о народном декоративно-прикладном искусстве и научиться делать красивые вещи мнения ребят разделились: 7 учеников ответили «нет», «не очень», а остальные 12 дали положительный ответ. Отсюда можно сделать вывод о том, что вначале нашего исследования ученики были не полностью уверены в своих знаниях о народном декоративно-прикладном искусстве, но имели неподдельный интерес к более тесному знакомству с данным видом искусства.
При повторной диагностике, после проведенного нами урока, результаты анкетирования были следующими: на высоком уровне оказалось 11учеников, на среднем – 6, на низком уровне оказался один ученик. Повторное анкетирование подтвердило несомненную результативность, проведенного нами урока.
Таким образом, средства народного декоративно-прикладного искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию. Использование методов эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства приводит к утверждению в сознании и деятельности учеников эстетического отношения к национальному историко-культурному наследию, формированию у них способности к эстетическому восприятию и оцениванию произведений народного декоративно-прикладного искусства, стремлением к посильной эстетико-предметной деятельности по овладению традиционными приемами создания декоративно-прикладных изделий. Проанализировав результаты нашей исследовательской работы, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная в начале исследования, достигнута: эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» действительно зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
Другие статьи:
Протестантские школы
Протестантские школы были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими учебными заведениями по имени основателей протестантских течений: француза Ж. Кальвина (1509–1564), немца М. Лютера (1483–1546), итальянского и польского теолога Ф. Социна, ...
История становления культурологического
подхода в обучении иностранным языкам
До 60-х гг. ХХ века культура в рамках обучения иностранным языкам выступала как самостоятельный элемент, сопряженный со страноведческими знаниями о стране изучаемого языка. Десятилетием позже понятие "культура" входит в содержание обучения иностранн ...