Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.
В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется детской агрессивности. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.
Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии.
Над проблемой агрессивного поведения работали такие ученые, как З.Фрейд, К.Лоренц, Дж. Доллард и Э.Миллер, Л.Берковиц Подробно ее концепция рассмотрена в работе Я. Л. Обухова.
Возникающие в раннем детстве агрессивные действия ребенка (удары, приступы ярости, взрывы гнева и бешенства, неожиданные проявления внезапного упрямства и навязчивости) привлекли внимание исследователей детского развития Д. Б. Эльконина, Е. И. Рогова .
Особого внимания, заслуживает работа известного психоаналитика и философа Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», которая посвящена исследованию истоков человеческой агрессивности. Разрушительное в человеке философски переосмыслено автором как проблема зла в индивиде, в социуме, в истории, в жизни человеческого рода.
Существуют различные теоретические подходы к проблеме сущности и истоков агрессивного поведения у детей: психоаналитический (З.Фрейд, Г.Паренс), поведенческий (А.Басс), гуманистический (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл) и др. Все исследователи этого психического состояния единодушны в оценке агрессивного поведения, отмечая, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений).
И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Психологи отмечают, что мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдание своим ближним.
В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы человеческой агрессии. Она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение.
Известно, что среди многих средств психолого-педагогической поддержки детей с агрессивным поведением особое место занимают разные формы и приемы сказкотерапии. Этот метод является одним из самых эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, т.к. в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, к тому же у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих.
Сказкотерапия стала активно развиваться в отечественной психологии в связи с усилением в последние десятилетия социально-психологических факторов напряжения, разрушающих нервно-психическое здоровье детей, нуждающихся в своевременной коррекции регрессивной направленности их личности.
Целесообразность использования сказкотерапии в организации длительного восстановительного периода по коррекции агрессивного поведения, во-первых, тем, что сказка для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности, во-вторых, здесь представлена особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложным явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний, в-третьих, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. И, наконец, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из наиболее важных проблем коррекционной и специальной педагогики, где на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Психологическая адаптация детей с агрессивным поведением представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической практики о критериях диагностики, характере и объеме специальной помощи.
Проблема коррекции агрессивного поведения детей, являясь актуальной, продолжает оставаться теоретически и экспериментально малоразработанной. Данная работа поможет определить важнейшие аспекты этой проблемы, теоретически и на практике обосновать необходимость своевременной диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Цель данной работы состоит в исследовании эффективности современных методов сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения детей.
Объектом данного исследования является агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предметом – процесс коррекции агрессивного поведения детей методами современной сказкотерапии.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что директивная сказкотерапия является эффективным методом коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Исходя из сформулированной цели, объекта, гипотезы, были выделены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
Провести анкетирование и опрос педагогов и родителей детей с агрессивным поведением.
Осуществить коррекцию уровня агрессивности методами директивной и недирективной сказкотерапии.
Проанализировать полученные результаты.
Реализация программы исследования осуществлялась посредством следующих методов:
Анализ психолого-педагогических исследований в области коррекционной, возрастной и педагогической психологии.
Анализ медицинских документов и историй детского развития.
Сбор анкетных данных.
Наблюдение за детьми.
Индивидуальный контрольный эксперимент с детьми.
Формирующий эксперимент с дошкольниками.
Исследование включало в себя три этапа.
Первый этап (январь – февраль 2011 г.) был посвящен изучению и анализу педагогической, коррекционной, психологической литературы, обобщению опыта работы с детьми.
На втором этапе (март – апрель 2011 г.) был проведен контрольный эксперимент, выдвинута первоначальная гипотеза, составлена программа опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (май - август 2011г.) была начата работа по программе коррекции агрессивного поведения методами директивной и недирективной сказкотерапии, проведен формирующий эксперимент по итогам проведения коррекции, сформулированы выводы. Осуществлялось обобщение и описание результатов проведенной работы, сформулированы выводы и оформлена работа.
Практическая значимость: результаты исследования могут пополнить психолого-педагогическую характеристику детей 6-7 лет, результаты исследования могут быть использованы воспитателями, социальными работниками, психологами и всеми заинтересованными этой проблемой специалистами, а также использованы для проведения профилактической работы по преодолению агрессивного поведения в дошкольном возрасте.
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада № 29 «Росинка». В исследовании приняли участие 18 детей. Возраст детей - 6-7 лет.
Другие статьи:
Государственная педагогика и ее представители И.И. Бецкой, Янкович-де-Мириво
Главнейшими представителями государственной педагогии во время Екатерины II были кроме самой Екатерины И.И. Бецкой и Янкович-де-Мириво. Екатерина, находясь в живых сношениях со множеством выдающихся иностранцев, была довольно хорошо ознакомлена с новыми течен ...
Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его
использования в процессе становления личности младшего школьника
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: Внешний облик; Использование вербальных и невербальных средств общения; Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я". Внешний облик п ...