Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее значимых периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход в на среднюю ступень школьного обучения.
Непосредственно сам период обучения во второй половине 3 – го класса не несет в себе какой-либо интересной психологической перспективы, не таит какой-либо педагогической или психологической опасности. Но на рубеже 3 (4) и 5 – х классов ситуация существенно изменяется, так как одним из наиболее рельефных периодов личностного развития школьников является их переход из начальной школы в основную, когда существенно меняется социальная ситуация развития.
Анализ массовой школьной практики свидетельствует о том, что переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым, более высоким, чем на первой ступени общего образования, требованиям. Поэтому переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных психолого – педагогически проблем
, а период адаптации в 5 – м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
К тому же переход учащихся на вторую ступень общего образования совпадает по времени со вступлением их в подростковый возраст и может сопровождаться рядом специфических процессов и явлений, составляющих содержание так называемой «проблемы пятых классов». Однако синхронизации образовательного и возрастного кризисов в жизни школьника, по мнению Г.А. Цукерман, можно избежать, если сам этот переход не будет сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни учащихся, т.е. будет строиться «как мягкий постепенный». И в качестве основной предпосылки, обеспечивающей переход школьника из начальной школы в среднюю, рассматривается необходимый уровень психологической готовности, который на операциональном уровне понимается как наличие в реальном психолого – педагогическом статусе третьеклассника основных черт статуса ученика 5 – го класса.
На основе фактов, вытекающих из злободневных вопросов практики, можно утверждать, что переход в 5 класс психологически неготовых учащихся может вызвать или еще более усугубить их негативное отношение к учебе и школе в целом. Таким образом, сегодня можно говорить о кризисе или микрокризисе «пятых классов», когда резко возрастает неопределенность разных сторон жизнедеятельности, что в значительной степени определяет психологические трудности, которые испытывают как ученики, так и учителя и родители пятиклассников. Трудности переходного периода прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а также на психическое и соматическое здоровье школьников. Актуальность
проблемы психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе определяется тем, что ценность образования в глазах современных подростков невысока. А это неизбежно сказывается на эффективности учебной деятельности, что, в свою очередь, имеет целый ряд отдаленных социально – психологических последствий, с которыми общество сталкивается уже сейчас.
Несмотря на большую научную и практическую значимость
, проблема психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Решение «проблемы пятых классов» позволит выявить психологические условия и механизмы, определяющие успешное вхождение пятиклассников в новую социальную ситуацию; позволит выявить психологические основания проектирования плавного перехода учащихся из начальной школы в основную, «призванного смягчить трудности адаптации детей к средней школе и устранить опасную синхронизацию двух кризисов – возрастного и образовательного» .
Цель
данной работы – рассмотреть и обобщить научные результаты и сведения по вопросу психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
Исходя из обозначенных проблемы, цели, объекта, предмета работы, были выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть разные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на проблему психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе, основные теоретические подходы к ее решению.
2) Сформулировать понятие, структуру и содержание психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
3) Провести обзор методик для диагностики психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
Другие статьи:
Анализ организации неурочной учебной деятельности учащихся
Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения. Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познават ...
Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горяч ...