Приоритетом в учебной деятельности вуза в настоящее время является внедрение компетентностного подхода в обучении для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования. Поэтому первоочередная задача педагогической работы – формирование компетенций будущих специалистов, которые позволят им быть востребованными профессиональной средой, быть полезными обществу и государству. Чтобы в конечном итоге иметь хорошего специалиста необходимо создать условия для формирования социально–информационных, когнитивных, специальных, учебно– методических, социальных и ключевых компетенций.
1. Социально-информационные компетенции характеризуются владением информационными технологиями и критическим отношением к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации. Посредством использования средств информационных технологий на уроках решается ряд педагогических задач, которые сложно, а иногда и невозможно, решить традиционными методами, а именно:
- развитие личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры);
- выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя, так называемая «Компьютерная грамотность», подготовка специалиста в определённой области на основе информационных технологий);
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, углубление межпредметных связей за счёт интеграций информационной подготовки и подготовки по дисциплине).
Исходя из того, что электронные и традиционные учебные материалы гармонично дополняют друг друга как части единой образовательной среды, основной задачей работы преподавателей является обеспечение студентов информационно-образовательными и развивающими электронными ресурсами. Использование элементов информационных технологий повышает интерес у студентов к изучаемым дисциплинам, а также расширяет их кругозор. Особенно хорошо эти компетенции реализуются в процессе научно – исследовательской работы студентов, при прохождении учебных практик и стажировок. Студенты в своих работах используют электронные таблицы, интернет - технологии, электронные презентации. Тем самым, закрепляя теоретические знания и практические навыки решения задач на основе элементов информационных технологий.
2. Когнитивные компетенции призваны развивать готовность студентов к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личного потенциала, способность к саморазвитию. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Существует понятие когнитивный стиль – устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предполагающие использование различных исследовательских стратегий. Человек уникален - одного можно убедить, другому нужно только убедиться.
Реализовать эти компетенции можно посредством исследовательской и творческой деятельности студентов. Это и непосредственно учебная деятельность, и участие в научно – практических конференциях, семинарах, конкурсах, участие в проектной деятельности, дискуссиях и других творческих мероприятиях.
3. Учебно-методические компетенции развивают способность самостоятельно осваивать новые знания, умения и способы действий, а также постоянно обогащать свою профессиональную компетентность. Задача педагога - развивать потребность студента к самостоятельному освоению новых знаний, формированию собственной методической и научной базы. Большая роль при реализации данных компетенций отводится дистанционному обучению. Реализуя эти компетенции, институт уделяет большое внимание оснащению библиотеки новой учебной и методической литературой, с учетом профилей подготовки. Фонд библиотеки составляет около 60 тысяч экземпляров, 92% основной учебной и методической литературы имеет гриф Ведомственных Министерств. В библиотеке функционирует Центр правовой информации, база данных содержит свыше 110 тысяч правовых документов
4. Специальные компетенции показывают подготовленность студента к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда. Это компетенции, обеспечивающие выполнение конкретного действия или профессиональной задачи.
5. Социальные компетенции призваны формировать способность студента ориентироваться в социально-экономических условиях региона, взаимодействовать с людьми разных социальных групп, этнической и религиозной принадлежности, вырабатывать толерантность, проявлять сопряженность личных интересов с потребностями организации и общества.
6. Ключевые компетенции это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности любого современного специалиста. Это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Реализация этих компетенций возможна и через воспитательную работу, которая направлена на:
Другие статьи:
Образы птиц родного края как средство формирования экологического
мировоззрения
Искусство неразрывно связано с природой. Ни один художник без знания природы, без любви к ней не создаст яркого, сильного произведения. Чувство цвета, ритма, гармонии воспитывает природа. Изобразительное искусство черпает вдохновение и художественные средства ...
Разработка упражнений по обучению химической терминологии
Ход урока I. Организационный момент. Приветствие учеников Учитель объявляет о предстоящем уроке-соревновании. Класс делится на четыре группы. Каждая группа садится за отдельные столы. На столах находятся карточки: информационные, техника безопасности, экспери ...