На базе Рудничного детского дома-интерната для умственно отсталых детей в период сентябрь 2008 – январь 2009 года была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Исследование осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало:
1. исследование физического состояния кистей и пальцев рук;
2. выявление уровня развития мелкой моторики.
Всего в исследовании участвовало 12 детей с различными формами детского церебрального паралича (см. Приложение 2, таблица 1). Заключение о физическом состоянии кистей и пальцев рук делалось в процессе наблюдений практической деятельностью детей: игра, работа на занятиях, самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд (см. Приложение 2, Таблица 2). За основу брались следующие критерии: развитие захвата, умение манипулировать предметами, согласованность действий рук, координация движений, наличие врожденных патологий (тремор, гиперкинез).Почти у всех ребят развит элементарный ладонный захват, они могут манипулировать предметами, однако у 92% моторика ограничена и наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Также нужно отметить недостаточную согласованность действий рук (в норме только у 8%) и нарушение координации движений у 67%. Гиперкинез пальцев и кистей рук наблюдается у 40% детей, у 20% очень высокой степени, у 20% он выражен незначительно, то есть не является непреодолимым препятствием для практической деятельности. Тремор (непроизвольное дрожание) присутствует у 25%, но не является постоянным явлением, а наблюдается частично, обычно как результат чрезмерного напряжения или усталости рук, который можно снять упражнениями на расслабление. Навыки самообслуживания развиты в разной степени, что объясняется не только физическими особенностями и степенью тяжести ДЦП, но и различиями в возрасте. Однако все дети хотя бы частично себя обслуживают, самостоятельно одеваются. Наибольшую трудность у детей возникает при застегивании пуговиц, молний. Практически все передвигаются на колясках, двое могут ходить с поддержкой или опорой.
Помимо общих вышеперечисленных трудностей следует отметить, что все дети очень разные по возрасту и имеют индивидуальные физические особенности, затрудняющие их работу: у семи человек есть грубые нарушения в координации движений (58%), у четверых наблюдается гиперкинез конечностей (33%), есть дети, у которых мелкая моторика практически в норме (один), то есть дети различаются по возможностям. Поэтому необходимо строить занятия и подбирать задания таким образом, чтобы с ними могли справиться все. В результате наблюдений за практической деятельностью детей на занятиях были выявлены особенности изобразительной деятельности детей, страдающих разными формами церебрального паралича. Некоторые дети не могли выполнить самых простых рисунков. Их графическая деятельность носила характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести форму, рисуют хаотически, проводят линии за пределы листа бумаги.Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражались неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могли разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли рисунки в зеркальном изображении.Дети испытывали трудности при передаче величины предметов - чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений наоборот сильно увеличивали изображения.Следует отметить основные трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе организации занятий по изобразительному искусству и ручному труду:
- недостаточное развитие мелкой моторики рук, пальцев. Детям трудно крепить, изготовлять мелкие детали. У многих детей наблюдается гиперкинез конечностей, когда вследствие постоянно резко повышенного тонуса мышц руки сжаты в кулачки и большой палец плотно приведен к ладони, что очень затрудняет его участие в хватательных движениях;
- значительно нарушена зрительно - двигательная координация движений. Например, при изготовлении аппликации намазанную клеем деталь не сразу удаётся приложить на нужное место, работа получается неаккуратной. Ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки;
Другие статьи:
Требования к построению учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»
Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник – учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника. Уче ...
Психолого-педагогические аспекты изучения графических редакторов в школьном
курсе информатика
Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений. Важно знать не только объ ...