Язеп Руцкий крещен в православии, образование получил в Виленской кальвинистской школе, где изучал латинский, греческий, иврит, посещал диспуты представителей разных концессий, слушал проповеди Симона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана (1530–1610), идеолога реформационного движения в Беларуси, философа, правоведа. Дальнейшее образование (с 16 лет) продолжил в университетах Праги, Вюрцбурга, Рима. По возвращении на родину стал ректором Виленской униатской семинарии. В научно-педагогическом трактате «Дискурс» обосновал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Благодаря его стараниям развивались школы, типографии, открывались госпиталя. При монастырях и церквях он основал многочисленные скриптории, где переписывали произведения самого разного содержания: летописи, жития святых и т.п. Униатский митрополит, основатель базилианского ордена, писатель, педагог и проповедник, Язен Руцкий владел огромной властью, имел прочные контакты с европейскими монархами, папой Римским, существенно влиял на политику.
В 1615 г. был издан социально-политический трактат белорусского гуманиста и мыслителя Михаила Литвина «О нравах татар, литовцев и москвитян», что говорит о нарастающем интересе к выявлению качеств у представителей разных народов.
В 1618–1628 гг. в Полоцкой иезуитской коллегии университетские лекции по теории поэзии, красноречию и античной мифологии читал замечательный поэт-новолатинист, философ и литературовед М.К. Скарбевский (1651–1714), выпускник слуцкого училища. Он является автором около 20 учебников, словарей, научных пособий, изданных собственноручно в Амстердаме. Капиевич разработал новый шрифт, так называемую гражданскую кириллицу, в которой в отличие от церковной буквы стали округлыми. Именно капиевской пользуются сейчас все, кто применяет кириллицу.
Зерна просвещения, брошенные щедрой рукой Франциска Скорины, дали обильный урожай: получило дальнейшее развитие книгопечатание. Типографии были основаны практически во всех белорусских городах – Несвиже, Минске, Полоцке, Гродно, Ошмянах, Могилеве, Любче, Ивье, Белыничах, Заславле и др. Можно утверждать, что Беларусь представляла собой одну из мощных полиграфических баз Европы.
Выходцы с белорусских земель оказали значительное влияние на соседние государства, особенно Московию, Россию.
Централизованное московское государство было образовано в 15 в. Москву объявили «третьим Римом», защитницей и покровительницей православия во всех странах и наследницей византийской культуры с целью повышения политического значения. Возникла острая потребность в образованных людях. Знания, которые приобретались у мастеров грамоты или в церковной школе, оказались к тому времени уже недостаточными.
Между сторонниками приобщения к западноевропейской науке, т.е. нового образования, и старорусским духовенством, поддерживаемым восточными патриархами, шла острая борьба за содержание образования во вновь открываемых школах. Консервативные церковники рьяно возражали против латинского языка и элементов светской науки и требовали, чтобы учащиеся, «не учася сим хитростям», ограничивались лишь чтением священного писания. Самостоятельные поездки за границу ставятся властями под контроль, и к 16 в. становятся почти невозможными.
В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве – первое собственно русское высшее учебное заведение. Выдвигая на первый план образовательные задачи, академия была в то же время блюстительницей православия и оплотом борьбы с ересеями и отступничеством.
В 1694 г. старорусское духовенство, недовольное введением в академии латинского языка, добилось их устранения из академии и заточения в 1701 г. в один из провинциальных монастырей. Лишь через пять им позволено было переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по образцу московской академии и стали в нем преподавать.
С открытием в 1755 г. Московского университета славяно-греко-латинская академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и постепенно превратилась в духовную академию, переведенную в Троице-Сергиеву лавру.
Таким образом, несмотря на все социально-экономические и мировоззренческие сложности, развитие культуры, образования и педагогической мысли в период Речи Посполитой было весьма продуктивным. В 1773 г. началась прогрессивная школьная реформа на основе устава, разработанного Эдукационной комиссией. Усилиями комиссии в центальных и западных частях Беларуси было открыто 20 окружных и подокружных школ.
Другие статьи:
Состояние готовности к школе у разных учеников
Среди социальных причин особое место занимает готовность ребёнка к обучению в школе. Поступление ребёнка в школу резко изменяет всю его жизнь. Ребёнок к началу обучения в школе должен не только быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и достич ...
Особенности педагогической деятельности в начальной школе в Германии
Обучение в школах Германии начинается с шестилетнего возраста, которое обязательно для всех детей. В начале года (январе-феврале месяце) с детьми, которые пойдут в первый класс, проводится собеседование, во время которого выясняется готовность ребенка к школе ...