В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ–грамотности [33]. ИКТ_грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, в том числе и на уроках технологии [1]. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету, постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.
На схеме 1 представлена модель ИКТ–компетентности учащегося:
Содержание ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (таблица 2):
Таблица 2 Содержание ИКТ-компетентности учащегося
Определение (идентификация) |
Умение точно интерпретировать вопрос |
Умение детализировать вопрос | |
Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде | |
Идентификация терминов, понятий | |
Обоснование сделанного запроса | |
Доступ (поиск) |
Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации |
Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки) | |
Формирование стратегии поиска | |
Качество синтаксиса | |
Управление |
Создание схемы классификации для структурирования информации |
Использование предложенных схем классификации для структурирования информации | |
Интеграция |
Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников |
Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию | |
Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию | |
Оценка |
Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью |
Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям | |
Умение остановить поиск | |
Создание |
Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой |
Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы | |
Умение обосновать свои выводы | |
Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации | |
Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов | |
Сообщение (передача) |
Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) |
Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав) | |
Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации | |
Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу. | |
Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения |
Другие статьи:
Методика обучения школьников в рамках интегрированных кружков по
информатике
Для лучшего понимания того, как должны проводиться занятия в интегрированных кружках по информатике, сначала рассмотрим возможные формы внеурочной деятельности школьников и определим, что непосредственно можно называть внеурочной деятельностью школьников. Под ...
Организация театрализованной деятельности в старшей группе ДОУ № 108
Для подтверждения теоретического изложения приведём материалы, полученные на преддипломной практике в период с 26.01.05. по 22.02.05. в ДОУ № 108, в старшей группе. Практическая работа по теме выпускной квалификационной работы осуществлялась в соответствии с ...