Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии

Педагогика » Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии

Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. К таким инновационным образовательным технологиям относятся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Таким образом, выбранная тема является актуальной в современной педагогической науке.

Цель исследования: на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы и опыта учителей технологии разработать методические рекомендации для формирования информационно-коммуникационно-технологической компетенции у школьников

Задачи:

Провести исследование понятий: инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, компетенция, ИКТ-компетенция

Выявить развивающее значение компьютерных технологий как инновации в преподавании технологии

Рассмотреть технологические подходы к использованию средств ИКТ для формирования ИКТ-компетентности школьников

Изучить методические аспекты использования средств ИКТ для формирования ИКТ-компетентности на уроках технологии

Составить методические рекомендации учителю по формированию ИКТ-компетенции у школьников на уроках технологии

Разработать и апробировать систему уроков технологии с применением информационно-коммуникационных технологий

Объект исследования: инновационные процессы в обучении технологии в основной школе.

Предмет исследования: процесс формирования информационной компетентности школьников на уроках в 6-8 классах.

Гипотеза: на основе анализа собранной информации предполагаем, что систематическое внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя ведёт к формированию навыков решения учебных задач и развитию ИКТ-компетентности учащихся.

Определили следующие методы исследования: наблюдения, анализ, педагогической и методической литературы, методика накопления фактов из педагогической практики, анкетирование учащихся.

Теоретическая значимость: проведён теоретический анализ компетентностного подхода средствами ИКТ в обучении технологии в основной школе. Практическая значимость: разработан цикл уроков в 6-8 классах по технологии с использованием ИКТ.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокаишкульская средняя общеобразовательная школа» Ярковского района Тюменской области.

Другие статьи:

Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются устной и письменной речью. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь – «думанье»), которая позволяет ...

Характеристика основных новообразований младшего школьного возраста
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью для которого становится учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систем ...

Разделы