Понятие отклоняющегося развития

Страница 2

Объединив понятия программы развития (идеальный онтогенез) и социально-психологического норматива в контексте рассматриваемого определения отклоняющегося развития, мы можем говорить, что изменения (девиации) программы развития в пределах, определяемых социально-психологическим нормативом, можно рассматривать как условно нормативное развитие.

В то же время любое изменение (девиация) психической функции (функциональной системы, всей многоуровневой и взаимосвязанной системы психического развития), выходящее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющееся развитие, которое можно определить как отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психической функции, функциональной системы) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запаздывание).

Ребенок, демонстрирующий подобные феномены должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Таким образом, по сравнению с термином «отклонения в развитии» понятие «отклоняющееся развитие» несет в себе динамический аспект.

Понятие отклоняющегося развития лежит также в основе одного из фундаментальных принципов работы психолога: «принципа замещающего онтогенеза» (замещающего развития). Использование этого принципа в коррекционной психологической деятельности показало свою адекватность и значительную эффективность. Как будет показано в разделе VI, именно на этом подходе базируются наиболее эффективные современные направления коррекционной работы психолога.

Резюмируя, следует отметить, что использование понятия «отклоняющееся развитие» позволяет:

• обозначить критерии выявления всех категорий детей, нуждающихся в специализированной помощи, психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении;

• перейти от феноменологической диагностики к диагностике каузальной;

• подойти к созданию современной психологической классификации и типологии различных групп проблемных детей, в том числе и в рамках условно-нормативного подхода к развитию;

• определить основные принципы и подходы к коррекционно-развивающей работе психолога.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием
Психофизиологические исследования нормально развивающихся детей от 0 до 3 лет (Д.А. Фарбер) по становлению и развитию зрительной функции показали, что раннее созревание проекционных корковых зон дает возможность нормально видящим детям принимать сенсорную инф ...

Анализ программ по музыке
В большинстве школ предмет музыки изучается по программе «Музыка», разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского. Первый урок музыки в начальной школе происходит в игровой форме с легенды о «трех китах », которые «приплывают» на урок ...

Разделы