Психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха

Педагогика » Методические основы развития музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения » Психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха

Страница 1

Для музыки, музыкального искусства слух имеет главенствующее значение, так как само музыкальное искусство строится на принципах слухового восприятия и обращено именно к нему.

«Музыкальный слух предполагает именно специфические способности человека по восприятию музыкальных звуков и функциональных связей между ними – этим музыкальный слух отличается от понятия «слух» в бытовом понимании».

Для развития музыкального слуха в разном возрасте необходим разный подход. Это связано с психологией ребенка, с его возрастными особенностями. К наиболее чувствительным периодам относится возраст от 1,5 до 3 лет! И самое главное в этом возрасте пробудить в ребенке интерес к музыке. Ведь малыш постигает окружающий мир с помощью органов чувств. Общее умственное развитие ребенка тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест. К 4 м годам дети умеют делать почти все то же, что и взрослые. В этот момент лучше всего работать с руками ребенка, что развивает правое и левое полушарие. Поэтому лучше, когда под руками есть средства, помогающие развиваться. До 5 лет сенсорное развитие особо чувствительно. Дети реагируют сначала зрительно на цвет, форму, размеры, а потом на осязание (вкусы, запахи)

Музыкальный слух подразделяется на различные виды, такие как абсолютный, относительный, мелодический, внутренний, интонационный, гармонический, ладовый, полифонический, ритмический, тембральный, фактурный, архитектонический. У каждого ребёнка может быть лучше развит один или несколько видов музыкального слуха. Например, интонационный слух, ребёнок может без определенных усилий точно спеть какую-либо мелодию или это может быть ритмический слух, он без труда воспроизведет услышанный ритм. Возможно, обладать всеми видами музыкального слуха в совершенстве могут только гении. Безусловно, детям, пришедшим в музыкальную школу, необходимо развивать те виды, которые менее развиты. В.И. Петрушин пишет о звуковысотном слухе, к нему относятся абсолютный и относительный. «Абсолютный слух характеризуется тем, что человек способен узнать или воспроизвести высоту определенных звуков, не соотнося их с другими, высота которых известна. При относительном слухе человеку для того, чтобы определить какую-либо ноту, надо иметь представление об известном исходном звуке, например, до или ля первой октавы. Люди с абсолютным слухом могут не только называть звуки музыкальных инструментов, но и определять высоту звуков в пении птиц, завывании ветра, в сигналах автомобилей и электричек. Это узнавание звуков у них происходит непосредственно, сразу же вслед за звучанием, и не включает в себя внутреннего пения. Многие люди обладают абсолютным слухом, и среди великих музыкантов были такие это Ф. Лист, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, В.А. Моцарт. Обладание абсолютным слухом помогает музыканту в чистоте интонирования мелодии, облегчает развитие гармонического слуха, осознание модуляций и поэтому даёт много преимуществ в овладении профессией» .

Занятия на инструменте хорошо развивают звуковысотный слух, но ещё лучше он развивается на уроках сольфеджио, при пропевании мелодии вслух. Для развития этого вида музыкального слуха можно применить навыки, полученные на уроках сольфеджио в игре на инструменте. Хорошо развивает пение мелодии во время игры. Как указывает Г.М. Цыпин, «пение с опорой на звучание инструмента в условиях, позволяюших подравниваться к точному звуковысотному эталону, создаёт оптимальные предпосылки для успешного решения слуховой проблемы».

По Б.М. Теплову, «ведущую роль в восприятии и воспроизведении играет именно звуковысотный слух, без которого «невозможно никакое осмысленное восприятие музыки» .

Звуковысотный слух имеет две основы – ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Первый – перцептивный (эмоциональный), необходимый для восприятия, второй – репродуктивный, или слуховой, благодаря которому происходит воспроизведение мелодий. Современная психологическая наука считает, однако, что ладовое чувство опережает в развитии музыкально-слуховые представления.

Мелодический слух у детей развивается главным образом на занятиях пением и игрой на музыкальных инструментах. Способность верно воспроизводить мелодию голосом формируется у ребенка в период от 4 до 7 лет, причем большой прогресс наблюдается на четвертом году жизни.

Относительный (или интервальный) слух – способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т.д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком (например, для профессиональных скрипачей таким эталонным звуком является точно настроенная нота «ля» первой октавы, камертонная частота звучания которой составляет 440 Гц); относительный слух должен быть достаточно хорошо развит у всех профессиональных музыкантов.

Мелодический слух позволяет нам узнавать мелодию, сыгранную на любом инструменте или спетую голосом. Мелодический слух объединяет в себе интервальный и ладовый музыкальный слух. Ладовый слух – способность чувствовать ладово-тональные функции каждого отдельного звука в контексте той или иной музыкальной композиции. Интервальный слух в свою очередь ориентируется на соотношение интервалов между двумя соседними звуками. На уроках сольфеджио, при пении опора идет на опорные ступени лада это, например, первая, третья и пятая, остальные неустойчивые, которые тяготеют в устойчивые.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития, отвечающая, прежде всего целям корр ...

Общая характеристика магистерской программы 080200.68 – Менеджмент
Цель магистерской программы – развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенции в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом хара ...

Разделы