Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи, основные принципы

Педагогика » Организация и содержание деятельности психолога специального образования » Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи, основные принципы

Страница 2

Важность решения именно этого спектра задач отмечается всеми современными специалистами. Необходимость эффективного решения подобных задач определяет выбор технологий диагностической деятельности и их своеобразие в условиях работы психолога. Сюда следует отнести не только специфику содержания психологической диагностики детей, обучающихся в учреждениях специального образования, а также в классах VII вида на базе общеобразовательных учреждений, но и саму организацию оценки их состояния, специфику анализа результатов и постановки психологического диагноза.

К основным принципам диагностической деятельности психолога следует отнести:

1) системность диагностической деятельности, выражающуюся в понимании непрерывности и специфичности психического развития ребенка на всем протяжении его жизни, учете неразрывной взаимосвязи всех процессов, функций и сфер его психики (структурно-динамический принцип) при оценке его психического развития;

2) построение гипотезы и процедуры психологического обследования, а также анализа его результатов на основе целостного представления о ребенке с привлечением знаний различных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии и неврологии, медицинской генетики, специальной (коррекционной) педагогики;

3) использование в полной степени алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных (правило Байеса, которое говорит об изменении гипотезы обследования на следующем этапе диагностики в зависимости от результатов, получаемых на предыдущем этапе);

4) построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, его обучаемости, адекватности, критичности; использование адекватных этим характеристикам методов, диагностических приемов и средств;

5) использование полифункциональных диагностических средств, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) информацию за счет особенностей построения методик, специфики предъявления стимульного материала и проведения исследования;

6) системный многоуровневый анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающий максимальную информацию не только о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющий выявить комплекс и иерархию причин и механизмов, приводящих к данному варианту развития.

Все это, как уже говорилось, позволяет оценить уровень актуального развития ребенка с обязательным выходом на тип и структуру развития, то есть поставить психологический диагноз и определить вероятностный прогноз развития.

Использование в диагностической деятельности этих подходов, построение на их основе методических приемов, средств и диагностического инструментария позволяет определить такой подход как интегративный, а психологическую диагностику (оценку) — как в целом интегративную диагностику.

В то же время сам процесс подобной оценки может быть представлен как проходящий, по крайней мере, в два этапа:

- первый этап - выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога (даже если в условиях специального образовательного учреждения будут дети, нуждающиеся в большей помощи со стороны специалистов вспомогательного плана, чем основной контингент учреждения);

- второй этап - проведение индивидуальной углубленной оценки состояния ребенка и его адаптационных возможностей (уровня социально-психологической и образовательной адаптации) в данном образовательном учреждении.

Естественно, что первый этап такой оценки вполне возможен при групповом обследовании, в то время как второй этап — исключительно индивидуален.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников
На современном этапе трудовое воспитание молодого поколения связано с участием школьников в сфере материального производства, где имеется возможность накопления ими социального опыта, расширения кругозора, воспитания нравственной и гражданской зрелости. Приме ...

Специальные компетенции
Общетехнические дисциплины третьего блока дают студентам возможность овладеть компетенциями в области техники, технологии различных отраслей хозяйства, свойствами и качествами материалов, способами применения электрической, тепловой, гидравлической и других в ...

Разделы