Как же связать кинезиологические технологии и уроки иностранного языка? Конечно, так же, как и с другими образовательными предметами. Необходимо включить движение в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала. Но движения должны быть частью учебного материала. Нужно привлечь все тело, чтобы успешно справиться с учебными задачами. Тело поможет и запечатлить в памяти, и надолго запомнить, и вовремя извлечь из сокровищниц памяти нужное.
С точки зрения методики обучения иностранным языкам, особый интерес представляет исследование соотношения вербальной памяти с такими видами образной памяти, как зрительная, слуховая и моторная. Все виды памяти (зрительная, слуховая и моторная) принимают участие в усвоении языка. В ряде работ по психологии установлено, что наилучшими условиями развития вербальной памяти является опора на работу всех других видов памяти, т.е. когда на нас воздействуют звуковые, зрительные и моторные образы. Чем более различными путями войдет реакция в нервную систему, тем прочнее она там удержится. Моторная память, связанная с процессом письма необходима не только с точки зрения развития умений и навыков письма на иностранном зыке, но и с точки зрения развития общей памяти.
В зависимости от типа мышления различают память ассоциативную, логическую, опосредованную. Ассоциативная память характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно. Логическая (смысловая) память построена на логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами. Опосредованная память включает в себя память ассоциативную и логическую. Оба эти вида памяти также важны при обработке полученных знаний и помогают ученику более глубокому усвоению полученных знаний.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. Непроизвольной памятью называется такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). При работе произвольной памяти такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение
Рис.1 Взаимодействие процессов памяти
Каждый этап важен для функционирования памяти в целом. И на каждом возможно применение специальных методов улучшения работы памяти. Поэтому эти этапы будут рассмотрены отдельно: восприятие, запоминание, забывание, сохранение, воспоминание.
На этапе восприятия важно обеспечить в первую очередь эффективную работу внимании, поскольку при его недостатке возможна потеря информации. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Они создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что необходимо запомнить. Следующее условие правильного функционирования памяти состоит в достаточной структурной организации запоминаемого. Механизм функционирования памяти можно представить в виде цепи со следующими звеньями (рис 2):
Представляя схему памяти в виде цепи, видно, что возможны три причины разрыва связи между звеньями:
– отсутствие потребности, интереса или мотивации;
– недостаток внимания или концентрации внимания;
– некорректная организация материала.
Рис.2. Механизм функционирования памяти
Запоминание — «это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала, как важнейшее условие его последующего воспроизведения». Первоначально запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Непроизвольное запоминание является результатом деятельности учащегося, определяется его активностью. Само по себе одностороннее воздействие объекта на органы чувств человека не приводит к его запечатлению, запоминанию. Необходимым условием фиксации в мозгу каких-либо объектов является взаимодействие ученика с ними.
Другие статьи:
Образы птиц родного края как средство формирования экологического
мировоззрения
Искусство неразрывно связано с природой. Ни один художник без знания природы, без любви к ней не создаст яркого, сильного произведения. Чувство цвета, ритма, гармонии воспитывает природа. Изобразительное искусство черпает вдохновение и художественные средства ...
Урок – основная форма обучения биологии
Основной формой организации процесса обучения биологии является урок. Его построение и методы проведения – главнейшая проблема методики обучения. Вся учебно-воспитательная система, весь комплекс сложных компонентов содержания, методов воспитания реализуется в ...