Наличие тех или иных особенностей моторики позволяет не только внести дополнительные характеристики в оценку общего уровня и особенностей развития ребенка, но и отчасти определить причины как регуляторной несформированности, так и поведенческих особенностей. Поскольку регуляция собственных движений — задача достаточно непростая, многокомпонентная, включает в себя не только собственно моторную ловкость, но и регуляцию силы и направления того или иного движения, координированность движений в целом, именно такого характера проблемы часто неправильно оцениваются как педагогом, так и психологом как проявления агрессивности (за счет трудности регуляции силы и направления движения) или невоспитанности (за счет моторной импульсивности и т.п.). Подобные проблемы мы будем чаще наблюдать у регуляторно незрелого ребенка, в особенности на фоне утомления.
Таким образом, наблюдение за моторными проявлениями ребенка позволяет, в определенной мере. Различить истинно поведенческие проблемы и проблемы, связанные с несформированностью регуляции моторики.
Двигательная неловкость ребенка, его дискоординированность часто может сочетаться как с медленным темпом, вялостью ребенка, так и с наличием левосторонних латеральных предпочтений. В последнем случае и сама моторная неловкость, и наличие левосторонних латеральных предпочтений являются следствием специфики формирования межфункциональных мозговых взаимодействий, что чаще всего может повлечь за собой дефицитарность в формировании пространственных представлений и, как следствие, специфику формирования как вербального компонента, так и познавательной деятельности в целом. Сам же медленный темп в сочетании с вялостью ребенка или крайним ее выражением — апатичностью — будут свидетельствовать в первую очередь о низком уровне психической активности и тонуса ребенка.
Наблюдая за ребенком на уроках физкультуры, также можно оценить общую моторную ловкость, гармоничность движений ребенка, темповые характеристики.
К одному из наиболее важных «моторных» параметров, которые можно оценить, относится оценка латеральных моторных предпочтений.
В систему специальной оценки особенностей латерализации психологом принципиально не должны быть включены такие общеизвестные мануальные пробы, как: какой рукой ребенок пишет, рисует, держит ложку при еде и т.п. Подобные пробы могут характеризовать социально приемлемые и социально одобряемые навыки, которые формируются в процессе присвоения социально-культурного опыта и часто не являются отражением собственно латеральных предпочтений ребенка (например, в ситуации переученности).
Особенности речевого развития
Имеет смысл сказать о том, как психолог может оценивать особенности речевого развития ребенка, с одной стороны, не вторгаясь в сферу деятельности логопеда, а с другой — выявляя тех детей, которым необходима помощь этого специалиста.
Первое, на что следует обратить внимание, это речевая активность: она может быть в целом адекватной как ситуации (например, урока или перемены), так и возрасту. При этом, несомненно, следует учитывать нормативный уровень сформированности произвольной регуляции речевой деятельности. Речевая активность может быть сниженной у ребенка при достаточно развитой речи, в этом случае наблюдаемый феномен невысокой речевой активности может характеризовать личностные особенности ребенка («молчун»), тенденцию к формированию интропунитивных черт личности, невысокий уровень его психической активности, а может маскировать проблемы собственно речевого развития. В речи этих детей отмечаются значительные затруднения или невозможность распространить предложение или построить сложное. Можно отметить, что у такого ребенка сохраняются недостатки звукопроизноше-ния и нарушения слоговой структуры, трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. При этом, как правило, затруднено понимание внеконтекстной речи взрослого, в особенности если взрослый использует даже не слишком сложные речевые конструкции.
Другие статьи:
Проблемная коммуникативная задача
В процессе обучения в школе решение учащимися разнообразных задач является одним из основных условий и средств овладения знаниями и умениями, развития умственных способностей и личностных качеств. Методы проблемного обучения открывают учителю иностранного язы ...
Выявление эффективности формирования знаний и умений детей о народных
традициях Башкортостана
Диагностическое обследование знаний детей по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям в старшей группе №4 на середину 2008 — 2009 учебного года. Ф.И. ребёнка Башкирский орнамент Башкирские композиторы Башкирские легенды Башкирские национ ...