Наблюдение как основной вид фронтального обследования

Педагогика » Организация и содержание деятельности психолога специального образования » Наблюдение как основной вид фронтального обследования

Страница 8

• косвенная социометрическая позиция ребенка.

В какой-то степени специфика коммуникативной активности, а именно ее недостаточность (то есть низкая активность) или чрезмерность пересекаются с особенностями активности речевой. При этом очевидно, что, когда речь идет об активности коммуникации, в первую очередь оценивается направленность на взаимодействие с другим человеком и на « .процесс обмена информацией . в общем информационном поле, создаваемо; партнерами по общению».

Качественная оценка взаимодействия ребенка с окружающими при наблюдении в какой-то мере может быть произведена при оценке показателей коммуникативной адекватности. Взаимодействие вряд ли может быть адекватным, если у ребенка присутствуют трудности оценки коммуникативных посылов со стороны других людей.

Одним из показателей коммуникативной неадекватности является наличие так называемых коммуникативных барьеров. В данном случае в понятие коммуникативного барьера входит не столько « .психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации», сколько более прозаическая ситуация, когда информация (как вербальная, так и невербальная) передается одним ребенком другому, взрослым — ребенку или ребенком — взрослому в сложной и непривычной для принимающего форме, то есть когда наличие барьера нельзя считать психологически оправданным, сообщение в целом может быть интересным принимающему информацию (или, по крайней мере, нейтральным), но существуют какие-либо препятствия (особенности ситуации и состояния ребенка), которые мешают адекватному восприятию информации. К таким препятствиям могут быть отнесены как особенности развития самого ребенка (недоразвитие речевого восприятия, этнические, культурные, интеллектуальные или иные особенности), так и особенности ситуации, а также социокультурные, этнические, религиозные или даже интеллектуальные особенности передающего информацию человека (неважно, взрослого или сверстника).

Одним из наиболее часто встречающихся коммуникативных барьеров являются трудности понимания сложного речевого высказывания, обращенного к ребенку (при стандартном уровне понимания такого обращения у других детей данного класса или группы).

Еще одним параметром, характеризующим адекватность взаимодействия, который можно оценить с помощью наблюдения, является сформированностъ коммуникативных навыков. Несформированность подобных навыков, часто сочетающаяся с бедностью словаря, неумением оформить свое речевое высказывание, выражается в неумении взаимодействовать с другими детьми, в узости, бедности «репертуара» способов взаимодействия.

Конфликтность является важным параметром в оценке коммуникативных характеристик. Наличие конфликтности, как правило, сочетается с наличием неадекватных эмоциональных реакций как по знаку, так и по силе.

При наблюдении следует особо отмечать общий высокий уровень конфликтности, при котором зона конфликта не зависит от партнера по общению и распространяется на большинство ситуаций общения. Психолог может видеть, что ребенок одинаково конфликтен как с разными взрослыми, так и с разными детьми, причем в различных жизненных ситуациях.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Обязательный минимум содержания учебников для 5-9 классов по курсу «ОБЖ»
Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального обще­го, основного общего и среднего (полного) об­щего образования по ОБЖ и должно со ...

Мировые тенденции развития открытого образования
В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими. Первоначально дистанционные программы мало че ...

Разделы