Специфика, цель и задачи семейного воспитания и семейной педагогики

Педагогика » Семейное воспитание и семейная педагогика » Специфика, цель и задачи семейного воспитания и семейной педагогики

Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономические факторы, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семейное воспитание, в отличие от воспитания общественного, имеет некую специфику, которая определяет его характер, содержание и организационные формы.

Прежде всего, эта специфика выражается в том, что по своей природе семейное воспитание основано на чувствах и, поэтому, парадокс семейного воспитания заключается в том, что изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Положительное воздействие на ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, честолюбивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности, а выросший в атмосфере чрезмерной любви, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, зазнайства и лицемерия.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что " .в семье различные ценностные ориентации, разные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, мнения, убеждения". Соответственно, существуют своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей деятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Целью семейного воспитания является "формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути".

Задачи семейного воспитания заключаются в том, чтобы:

· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

· научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".

Другие статьи:

Особенность педагогической деятельности в начальной школе в России
В настоящее время образование в России находится в стадии выживания из-за недостаточного финансирования, демографического кризиса и других факторов. Все эти проблемы, к сожалению, отражаются на наших детях. Однако, указанные проблемы не мешают учителям началь ...

Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания
Опыт показывает, что именно недостаточная сформированность волевой сферы является наиболее частой причиной нарушения внимания у первоклассников. Психолого-педагогическая коррекция в этом случае определяется принципом целостности и направлена не столько на изм ...

Разделы