Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления человека, в качестве одного из основных признаков была выделена связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосредственная связь мышления с практическими действиями.
Исследования отечественных психологов показали, что существуют чрезвычайно сложные, изменчивые и многообразные отношения мышления и практического действия, мышления и языка, мышления и чувственного образа. Эти отношения изменяются на разных ступенях возрастного развития и стоят в непосредственной связи с содержанием той задачи, которую человек в данный момент решает. Эти отношения изменяются и в зависимости от упражнений, от тех методов обучения, которые использует педагог.
На понимании роли практического действия как начальной ступени процесса развития всех высших форм мышления студентов построена концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная П.Я. Гальпериным. Словесно-логический - высший по уровню развития вид мышления студентов. Этот вид имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, он полностью протекает во внутреннем плане и для него обязательной является опора на наглядно воспринимаемую ситуацию.
Такое мышление студентов осуществляется по определенным законам, что приводит к истинным решениям обсуждаемых задач. Чаще всего в роли законов выступают правила логики мышления студентов.
Проблема формирования словесно-логического мышления у студентов возникла не сегодня. В своих трудах Н.А. Подгорецкая, Н.Ф. Талызина, А.П. Калошина, Г.И. Харичева и другие обратили внимание на уровни и качество словесно-логического мышления у студентов. Проведенные еще в 90-е годы исследования А.П. Калошиной и Г.И. Харичевой показали, что «трудности, возникающие обычно у студентов при изучении высшей математики, обусловлены не только специфической сложностью самого предмета, сколько недостаточной сформированностью у них общих логических приемов мышления» .
Анализируя сложную и многогранную проблему формирования словесно-логического мышления у студентов в педагогической психологии, нам удалось выявить, что современные процессы демократизации общества и развитие его правовой сферы требуют качественно нового уровня профессиональной подготовки специалистов, связанного в значительной степени с их логико-методологической подготовкой. Отсюда вытекает, что основной задачей профессорско-преподавательского состава вуза является помощь студенту в процессе его становления не только как будущего специалиста, но и как личности, обладающей развитым словесно-логическим мышлением.
Важным показателем словесно-логического мышления является конкретность, которая проявляется в точности выражений, умозаключений и применении научного стиля изложения. Мышление логически культурного человека проявляется в том, что он отчетливо представляет себе предмет разговора и своих действий, не уходя в сторону при решении различного рода проблем.
Потребность в достаточно прочно сформированных умениях студентов выполнять логические действия постоянно испытывают преподаватели всех учебных дисциплин в высшей школе. При изучении любой дисциплины студенты должны знать определения понятий, составляющих содержание данной науки, уметь классифицировать, доказывать. Однако наши наблюдения показывают, что большинство студентов не владеют даже минимумом логических умений, необходимых для успешного обучения в вузе. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении материала, заучивают наизусть определения, правила, доказательства, они не могут дать определения хорошо знакомого понятия, сделать вывод из данных посылок; затрудняются провести классификацию, несложное рассуждение, установить правильность сделанных умозаключений и определений.
Психологи и методисты неоднократно ставили вопрос о необходимости учитывать возрастные особенности студентов при формировании у них словесно-логического мышления. В схеме возрастной периодизации традиционно выделяют следующие периоды: подростковый возраст (13-16 лет), юношеский возраст (17-21 год), зрелый возраст, который имеет два периода: первый период (22-35 лет — мужчины, 21-35 лет — женщины) и второй (36-60 лет — мужчины, 36-55 лет женщины).
Другие статьи:
Педагогическое творчество учителя в школе
Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к ...
Мировые тенденции развития открытого образования
В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими. Первоначально дистанционные программы мало че ...