Особенности развития воображения у детей

Страница 2

Затем на протяжении дошкольного детства, этот сложнейший процесс претерпевает существенные изменения. Качественно меняется характер основной деятельности ребенка – игры. Если у малыша до 3 лет это предметная игра, то у ребенка 4-6 лет это сюжетно-ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.

Сначала ребенок должен научиться проявлять в игре свою творческую инициативу, организовывать, планировать, направлять. Очень полезны для развития воображения творческие игры-драматизации, в которых дети разыгрывают какую-то знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. Не просто слушание сказки, а живое соучастие, содействие героям будит творческие силы ребенка, его фантазию. Если малыш хорошо справляется с разыгрыванием знакомой сказки, то можно предложить ему придумать, что случилось с героями сказки дальше, и всё это разыграть вместе с детьми.

Воображение ребенка складывается в связи с развитием речи, следовательно, в процессе общения с взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению.

При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться к сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Словесное творчество у малышей ещё не развито: в лучшем случае они могут представить себе, что происходит в сказке, ответить на вопросы или даже дополнить её по-своему. Постройки и рисунки детей младшего возраста ещё очень бедны и однообразны. Ребенок практически без изменений отображает в своих произведениях увиденное или услышанное им. Дети постарше уже пытаются придумать сюжет, объединяющий всё увиденное, но всё же не выходят за рамки того, что видят. И только старшие дошкольники могут более или менее свободно сочинить что-то свое, правда, с опорой на предложенную картинку.

Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется ещё одна очень важная способность: подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану. Когда у старшего дошкольника появляется эта возможность очень важно развивать её, помогая ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения: рисунки, аппликации, выдумывание историй. Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как именно благодаря ей у ребенка появляется возможность создавать свои первые законченные произведения.

Можно включить ребенка в совместную с взрослым деятельность. Придумайте вместе с ним несколько сказок. Хорошо поиграть в игру, в которой сказка придумывается коллективно, завести папку и помещать туда наиболее удачные рисунки, сказки.

Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из действительности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение сказок, историй, стихов) и художественное (рисунки) творчество.

Дальнейшие исследования показали, что не только речь, но и дальнейшие шаги жизни ребенка служат развитию его воображения; такую роль играет, например, школа, где ребенок может кропотливо обдумывать в воображаемой форме, прежде чем что-то сделать. Это, несомненно, лежит в основе того, что именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности в собственном смысле этого слова, т. е. возможности и способности более или менее сознательно отдаваться известным умственным построениям независимо от той функции, которая связана с реалистическим мышлением. Наконец, образование понятий, которое знаменует собой наступление переходного возраста, является чрезвычайно важным фактором в развитии самых разнообразных, самых сложных сочетаний, соединений и связей, которые уже в понятийном мышлении подростка могут установиться между отдельными элементами опыта. Иначе говоря, мы видим, что не только самое появление речи, но и важнейшие узловые моменты в развитии речи являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Психолого-педагогические аспекты профориентации
Остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую (какую?) школу, какую профессию выбрать, куда пойти работать - такие достаточно серьезные решения должны принять старшеклассники. Перед ними стоит жизненно важная задача, а именно осуществить профессиональн ...

Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс
Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности. Тем самым они стали противопоставляться понятию «квалификация» и начали рассматриваться как самос ...

Разделы