Инструкция в данном случае будет изменена с целью изучения продуктивности «жестового сопровождения». То есть ученик будет слушать слова, делать ассоциативно приемлемые жесты, запоминая их последовательность. При воспроизведении жестов, ученик будет вспоминать иностранные слова.
Коэффициент запоминания можно вычислить по формуле: К = (П- Т) х 100%
Т — количество правильно воспроизведенных слов;
П — общее количество слов, которые предъявлялись.
Чем К меньше, тем уровень запоминания выше.
Сравнительный анализ результатов первичного и повторного исследований показал значительное улучшение качества памяти у всех участников группы. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что, метод «Сопровождения» развивает внимание, улучшает качество памяти. Результаты исследования по запоминанию 20 иностранных слов каждые 2 месяца можно увидеть в таблице № 3 и диаграмме 3 Приложения 1, изменения средних показателей в диаграмме 4, а изменение коэффициента запоминания в диаграмме 5, изменение среднего коэффициента запоминания – в диаграмме 6.
V. Выводы (заключение)
Результатами исследования стали следующие показатели:
1. Уровень запоминания иностранной лексики повысился в среднем на 4,5 слова.
2. Коэффициент запоминания уменьшился в 2 раза.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте тесно связаны с физиологическими. Активизация их напрямую связана с активизацией всех видов деятельности (движением тела, рук, мимикой).
2. Память младших школьников сначала преобладает как непроизвольная, а потом сопровождается ростом волевых усилий, то есть, становится произвольной.
3. Метод «жестовой помощи» (метод «Сопровождение») эффективен при использовании жестов и движений в процессе запоминания и воспроизведения иностранной лексики. Использование метода логично именно в младшей школе.
4. Метод «Сопровождения» можно использовать на различных этапах урока и на различном материале (например, при запоминании личных окончаний глаголов и при введении новой лексики).
Рекомендации: метод «Сопровождения» следует использовать
- на этапе введения новых лексических единиц (слов), опираясь преимущественно на непроизвольное запоминание;
- для смысловой логической связь запоминаемого материала;
- как один из способов восприятия лексики (наряду с такими способами, как восприятие графического написания слова, повторение лексики вслух, аудирование лексики, схематичное изображение);
- при постоянном использовании выученной лексики, путем ассоциативных «подсказок» жестами;
- как часть здоровьесберегающих методик;
- как элемент техники развития межполушарного «содружества» мозга ученика.
Дальнейшие исследования предполагают изучение эффективности метода «Сопровождения» на уроках русского языка при запоминании правил орфографии и пунктуации.
Таблица №2 Протокол занятия
Фамилия, имя Ангелина Ч. Возраст 10 лет. Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)
|
Фамилия, имя Даша М. Возраст 10 лет. Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя Семен Ш. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)
|
Фамилия, имя Кристина Б. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя Андрей П. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)
|
Фамилия, имя Вероника Ш. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя Женя Л. Возраст 10 лет Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов (6 раз предъявлен через 1 час)
|
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Результаты исследования долговременной памяти учащихся 4 класса немецкой группы
Таблица №3
№ |
Воспроизведено из 20 слов |
20октября 2012 |
К |
28декабря 2012 |
К |
Рост |
1 |
Кристина |
6 |
1400 |
11 |
900 |
5 |
2 |
Даша |
12 |
800 |
14 |
600 |
2 |
3 |
Андрей |
12 |
800 |
17 |
300 |
5 |
4 |
Ангелина |
14 |
600 |
20 |
0 |
6 |
5 |
Вероника |
12 |
800 |
17 |
300 |
5 |
6 |
Степа |
13 |
700 |
19 |
100 |
6 |
7 |
Женя |
7 |
1300 |
10 |
1000 |
3 |
В среднем |
10,9 |
914 |
15,4 |
457 |
К -457 4,5 |
Диаграмма 3
Другие статьи:
Семья как первичный институт социализации личности
Стало уже аксиомой, что личность формируется под влиянием, с одной стороны, ее социального и индивидуального бытия, макро- и микросреды, с другой, − целенаправленной воспитательной деятельности общества и его институтов. Семья соединяет в себе обе эти ф ...
Графические редакторы
Графический редактор – это прикладная программа, позволяющая рисовать на экране дисплея различные рисунки, графики, неложные чертежи, технические схемы и др., записывать их на дискету для долговременного хранения, получать их распечатки на бумаге. С помощью с ...