1. Организация психодиагностической работы
Исследовательская работа будет состоять из 3 этапов: 1. организация психодиагностики; 2. проведение психодиагностической работы по определению качества памяти учеников; 3. исследование эффективности метода «Сопровождения» путем подсчета выученных слов.
Основной целью психодиагностической работы является определение у учащихся уровня развития долговременной и кратковременной памяти.
Для этого необходимо: 1) Провести консультационную работу с классным руководителем, собрать педагогическую информацию об учащихся с помощью заполнения психолого-педагогического паспорта группы учащихся.
2) Создать систему и исследовать особенности долговременной и кратковременной памяти учащихся 4 класса, изучающих немецкий язык.
Прежде чем приступить к индивидуальной психодиагностической работе с учащимися 4 класса, была проведена консультационная работа с классными руководителями, разъяснены цели и задачи планируемой работы с учащимися. Также им было предложено заполнить психолого–педагогичесий паспорт группы (см. Приложение 1: таблица №1) и дать характеристику учащихся, для того, чтобы иметь более полное представление о личности учащегося, динамике учебного процесса, учебных трудностях и т.д.
2. Проведение психодиагностической работы
Далее была проведена индивидуальная психодиагностическая работа с учащимися. Экспериментальное исследование включало в себя методику А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» для исследования памяти школьника, а также тест «Пиктограмма», но измененный. Изменением является то, что ученик не записывает слова, а совершает жестикуляцию или движение при назывании слов, а потом воспроизводит их при помощи собственной «немой» жестикуляции (диктует себе путем вспоминания движений).
Методика «Заучивание 10 слов» имеет цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Инструкция такова: надо прослушаешь слова, потом повторить в любом порядке. Слова зачитываются четко, не спеша. Зачитывание повторяется до 10 раз. При этом следует соблюдать временной интервал между ними в 1 секунду. После предъявления материала ребенка просят повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке. Обычно 7-8 слов, 5-6 – это средний уровень, а 4 и меньше – низкий уровень развития непроизвольной памяти.
Далее делается перерыв в 1 час и, не называя слов, малыша просят вспомнить все слова – это показатель долговременной слуховой памяти. Долговременная память считается хорошей, если ученик припомнил 7-8 слов. Данные развития кратковременной и показатели долговременной памяти учащихся группы представлены в Приложении 1 в диаграммах 1 и 2.
На диаграмме видно, что количество учащихся 4 класса немецкой группы, имеющих уровень развития долговременной памяти, выше среднего - составляет 71,5 % от общего количества учащихся класса.
Количество учащихся, имеющих уровень развития долговременной памяти в пределах нормы – 28,5% от общего количества учащихся класса.
Учащихся, имеющих уровень развития долговременной памяти ниже нормы, нет.
(Протокола исследования уровня развития памяти и полученные учащимися результаты диагностики прилагаются (см. Приложение 1: таблица №2)).
Метод «Пиктограмма», основанный на идее Л.С. Выготского об опосредованной природе запоминания, был впервые предложен А.Р.Лурия. С этой целью испытуемыми предлагалось определенное количество слов и выражений, которое помогло бы вспомнить соответствующее слово. Таким образом, испытуемый должен был «пиктографически» (пиктография — рисуночное письмо) записать ряд достаточно сложных понятий, прямое изображение которых затруднено либо невозможно.
Методика исследования: Экспериментатор дает испытуемому лист бумаги и карандаш и произносит текст инструкции: «Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово».
Другие статьи:
Способы создания творческих образов
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы н ...
Виды детской игрушки
Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек: первая- А.С.Макаренко; вторая - Е.А.Флериной Классификация игрушек А.С.Макаренко: Первый вид: Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольн ...